"В поисках видения", часть вторая. А. Г. Данилин.
В первом кафе идет речь о специфичности России и образе российского человека.И вот, неожиданно, разговор с Катей выходит на тему, которую мы вчера с Сашей затронули в кафе - о том, зачем покупать дорогие вещи, зачем покупать записную книжку Paperblanks, которая стоит так же, как альбом с репродукциями.
Вот к чему в разговоре пришли Катя с Александром:
Ну, тут конечно на ум приходит искусство, с его картинами и стихами, которые непонятно зачем нужны, и вспоминается В. В. Набоков, его предписание художнику жития в башне из слоновой кости, и про роскошь искусства. Избыток - роскошь - то, без чего человек - не человек.
- Но если ты просто беспристрастно посмотришь, как изменились русские за последний век, - сказала Катя, - то поймешь: само отсутствие Богов в нашей жизни - страшная вещь! Медленного умирания души!
- Может быть эта торопливость связна с тем, что мы разучились чувствовать "благое время"? Волшебные минуты, которые связывают нас с Ее Величеством Историей, с душами наших друзей и любимых, с нашими предками, с нашими "великанами".
- Наконец-то ты это почувствовал! Избыток принадлежит мгновению: нюансу, детали, мелочи... Только опираясь на мимолетное можно обнаружить что-то вечное и ... ненужное.
К "несущественным мелочам" относится все, что мы называем "ценностями". Это проще всего понять на примере самых привычных, материальных ценностей:
Ценностью называется то, что не нужно не только для выживания, но и для вполне обеспеченной жизни.
Ну и дальше Катя рассказывает:
- Материальная ценность - это избыток в нашей приземленной жизни. Человек торопливый отбрасывает несущественные мелочи в пользу того, что он сам считает "главным".Так! Пишет Данилин ужасно, как Жуковский. Без лекций и разъяснений - читать невозможно. Мнение мое личное. С удовольствием бы поработала редактором. У обоих гениев.
Удивительно!
Но если он не советуется с мелочами, не чувствует нюансов, которые кажутся несущественными, то выбрасывает за борт своего корабля, торопливо бегущего по неспокойному морю жизни, всю ценность своего дела.
- Не удивительно!
Значит, не обращая внимание на мимолетное, он не учитывает ... вечности.
- Вечность - это и есть ценность, оживающая в ненужных мелочах.Бриллиант - был бы ненужной безделушкой, если бы человеку в игре его граней не чудилась голограмма вечного света.
Нет, лучше я бы написала свою книжку, хорошо написанную, но на почве Данилина и Жуковского.
- Ты никогда не обращал внимания на особое отношение потомков древнего рода с вещами?
- Обращал. Мой знакомый даже старинную книгу держал в руках как-то иначе, чем я. Нежнее, интимнее что-ли. Да! После наших разговоров я могу определить это ощущение: у него с книгой родственные отношения. Они как будто знали друг друга, были друзьями. Они были, а я нет.
- Я тоже это замечала. По отношению к к вещи моно определить человека старинного рода, даже если он сам ничего не знает о своем происхождении.
Интересная мысль. И вот с одной стороны - сразу хочется стать таким аристократом, чтобы тебя знающие люди узнавали. И аристократы представляются чем-то изысканным, возвышенным и небожительским. А из глубины души тут же всплывают образы Ярмарки тщеславия или Анны Карениной. Где настоящие аристократы. И вообще - интересно про это подумать. Диалектически. Аристократические подонки и аристократизм духа.
Дальше Катя говорит, что сами по себе вещи: кольцо, кулон, записная книжка, курительная трубка, несут функцию, функциональны, они работают - для завершения образа, для записи важных мыслей или деловых встреч, для курения. Но в них есть избыточность. Важность любой маленькой вещицы может возрасти, если с ней связаны душевные переживания, личность дарителя. Такие воспоминания оживляют вещи, делают их "великанскими", больше их функции, и тогда вещь становится
машиной времени - ключиком к собственной памяти.И вот интересный момент - меня он всегда мучил, и тут я нашла ответ. Что великие люди ведь не привязаны к вещам. Они очень аскетичны. Ну, это было мое мнение. А начала писать, и поняла - что это не так. Но и Александр Данилин в этом диалоге поднимает данную важную для меня тему. А то каждый раз покупая дорогую и очень красивую вещь, я мучаюсь угрызениями совести, что люди голодают, а я тут трачу бюджет маленькой африканской страны на записную книжку (условно говоря, не трачу я такие суммы, нет, нет).
С возрастом вещи как бы накапливают этот избыток и приобретают незаметную власть на своим владельцем. Например, современная картина в офисе - просто функциональное пятно, часть обстановки. А повесь в офисе картину XIX века - она потянет за собою изменение всего интерьера. Офис меденно, но неизбежно изменится целиком.
- По представлениям наших предков, если предмет долго живет вместе с людьми, в нем поселяется живой дух - небольшой фрагмент голограммы предков рода. Когда мастер Синто тратит долгие годы, иногда десятилетия, на изготовление меча, он, в прямом смысле этого слова, оживляет свое изделие. Он хочет поселить в нем "дух Синто" - частичку живого духа своих предков. Сумасшедший коллекционер, собирая старинные вещи, собирает своих ... друзей. Он пытается воссоздать из вещей своего великана?
- Или совокупный портрет предков своего рода, о существовании которых он даже не помнит. Чувствуя живую избыточность вещей, он пытается ими создать себе уверенность.
- Анна Ахматова всю жизнь старалась избавиться от вещей, раздаривала их , выбрасывала...И еще дальше - про судьбу великих - привожу конец главы, мне это тоже важно!
- Да, - отвечает Катя. - Но она была великаном, точнее, она и при жизни и после смерти есть Великан. Ей не нужны были вещи, чтобы создать уверенность.
Да и коллекционер коллекционеру рознь. Нельзя стать великаном, накапливая вещи для себя и пряча их от завидущего взгляда (Вот! Будь прокляты анонимные коллекционеры, поощряющие разграбление под шумок каирских музеев, гады!)
Но! Можно стать великаном, создавая Третьяковскую галерею.
Ахматова раздавала вещи, оставляя себе всего несколько любимых и живых. Они были для нее точками входа в ее собственную живую вселенную - талисманами удачи. А вот что именно считать удачей, понимала только она сама. Она было великаном при жизни, а это, к сожалению обрекает на одиночество.Таким образом - несколько главных моментов по этому местечку:
- вещи наполняются для людей смыслом и становятся их ключиками к вечности.
- поэтому для важных вещей важно покупать важные, дорогие вещи.
- увидеть в мелочах вечность - благородно. Относиться к вещам по-дружески, видеть в вещи ее историю и уважать ее - аристократично.
- важно не подменить вечность на "дурную бесконечность потребления". А для этого важно понимать - что именно тебе в конкретной данной вещи открывает бесконечность, как эта конкретная вещь превращается в Алеф. Поэтому важно точно знать, что и зачем тебе нужно, когда делаешь покупку, чтобы не менять неудачные туфли, как любовниц в поисках настоящей любви.
- вещи сделанные хорошими художникам, вручную несут в себе прикосновение рук, историю своего создания. Бренд - имя- несет в себе свою Историю, своих авторов, своих великих создателей (как мастеров-производителей, так и мастеров, пользующихся их вещами). И это стоит того.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что вы думаете по этому поводу?