Долго хотела написать, но тема очень щекотливая, поэтому страшно - во многих семьях этим занимаются, многие люди довольны результатами.
Мы сами, под впечатлением от книг Никитиных (где упоминалось такое плавание и физкультура с младенцами) и от конкретных рекомендаций в "Здоровье ребенка..." Комаровского, начинали практиковать плаванье в большой ванне с поддержкой за голову, закаливание, сон на животе с поджатыми коленками, поднимание в первые месяцы жизни за ручки, поддержание захватывающего рефлекса и т.д.
И мы отказались от этого.
Прежде всего от плаванья малышки в большой ванне с прохладной водой - уж очень ей было там неуютно. Хотя, может быть дело было именно в температуре воды?
Вскоре у меня приключились очень болезненные прикладывания дочки к груди, я начала искать помощь.
И встретила сайт "Рожаны". И это было открытие радостей материнства.
И вот в том числе, обнаружилось, что специалисты "Рожаны" рекомендуют отказаться от таких процедур, как купание в большой ванне, беби-йога, динамическая гимнастика, особенно, если есть проблемы с грудным вскармливанием.
И подобную же точку зрения я неоднократно слышала от других моих коллег - консультантов по грудному вскармливанию.
Я знаю, что среди сторонников активного развития ребенка такие взгляды вызывают агрессивные реакции - поэтому мне страшновато писать. Но аудитория моего блога крохотная - так что риск - минимальный.
С другой стороны - если кто-то прочтет, задумается и остановится - то значит не зря писано.
Заметка первая.
Осенью было счастье в Красноярске - приезд Мишеля Одена. Билеты продавались в клубе грудничкового плаванья. Что меня очень удивило, ведь Оден проповедует очень трепетный подход к ребенку, много рассказывает о важности родов, как одного из первых шагов в установлении эмпатии между ребенком и матерью.
Большое внимание он уделяет историческому обзору традиций родовспоможения и грудного вскармливания с точки зрения последующего развития агрессивности человека.
И тут - грудничковое плаванье. С моей колокольни - это ведь один из видов насилия над ребенком. Было удивительно.
Подходя к клубу, я успокоила себя тем, что у меня был опыт неудачный личный. А многие мои знакомые, которых я опрашивала, говорили, что занимаются с детьми очень мягко.
В общем - наряду с картинкой злобного насилия и другая картинка в моей голове была - это то, что в таком плавании сейчас остаются только заботливые чуткие родители, которые останавливаются, когда малыш подает сигнал дискомфорта.
И первое, что услышали, зайдя в клуб - громкий, протестующий плач малыша, который как раз обучался плаванью.
И вот, раз такое существует, - то вот такое плаванье - точно вредно. Думаю, с этим согласятся хотя бы те родители, которые практикуют мягкий подход к проныриванию и динамике.
Вредно для чего?
Ведь плакать полезно.
Вредно для формирования тела ребенка и его базовых представлений о мире.
Плач ребенка - это точный сигнал его дискомфорта. По этому поводу есть масса исследований (не только наблюдений отдельных родителей).
Думаю, с этим вряд ли будет кто-либо спорить - плач - признак того, что ребенку плохо, его вопль о помощи к родителям.
1. Если человеку настолько плохо, что он кричит - то значит он пребывает в стрессовой реакции. Это значит, что меняется биохимия его тела.
Выброс гормонов - не только адреналин. Но и кортизол, например.
Особенность кортизола - более длинный период расходования его в организме. Его не выбегаешь быстро. Его задача - дать команду на выживание - тем самым, вся кровь, например, ориентируется на насыщение скелетных мышц, переводя внутренние органы на режим экономии.
Кроме того, если ситуация стресса часто повторяется, то надпочечники, вырабатывающие кортизол - уже не справляются, этот важный орган эндокринной системы испытывает перегрузки. Гормональный дисбаланс и истощение железы.
Зачем это надо растущему организму?
А если обратиться, например, к книге "Гормональное равновесие - равновесие в жизни" К.Уэлч, то можно увидеть, как влияет на здоровье человека в зрелом возрасте (например, женщины в менопаузе) события гормонального равновесия в предыдущих периодах жизни.
Интересно, что про это же говорит духовная наука Р. Штейнера, на которой основана антропософская медицина.
Таковы же наблюдения таких древних медицинских систем, как аюрведа и тибетская медицина.
Кроме того, человек в первый год - еще существо незрелое - прежде всего нервная система, головной мозг. Известно, что регулярное повышение уровня кортизола, негативно, "обжигающе" действует на нервную ткань.
И учтем, что нервная ткань грудничка еще не покрыта защитой миелина, то есть еще особенно уязвима для воздействия гормонов стресса.
Итак, в тот самый период, когда ребенок тратит все свои силы на формирование нервной системы, внутренних органов, когда он еще является незрелым (некоторые врачи называют первые три месяца жизни ребенка - четвертым триместром беременности, а в некоторых культурах говорят, что мать вынашивает ребенка девять месяцев внутри, и девять снаружи), очень нежелательно отвлекать его телообразующие силы на тренировку умения плавать или гимнастику, если эти задания становятся для него источником постоянного повышения уровня гормонов стресса.
И вот задача для исследователей - уровень кортизола. Его ведь сейчас можно измерить по образцу слюны. Было бы просто отлично, если бы кто-то занялся этим и разрешил сомнения родителей. Ведь по моим наблюдениям, дети могут быть в стрессовой ситуации и не проявлять это тут же криком, а проявить позже - в виде долгого сна (не ночного), или прокричаться, но позже, спустя несколько часов, после того, как пройдет фаза защитного торможения.
2. Второй момент - это что происходит в организме родителей. И что происходит в отношениях родителей и ребенка.
Ребенок кричит = ему плохо = его надо спасать.
Так кричит наш древний мозг.
Но что-то мешает родителям спасти своего малыша из неприятной ситуации.
И вот кстати! Мишель Оден, говоря об искаженном восприятии родов в современной культуре, указывал на искажение отношения к "инстинкту гориллы-матери". Так я это назвала для себя.
Что это? Легко представить. Мне достаточно вспомнить, что мою сестру в детстве покусала собачка, маленькая дворняжка, хорошо нам знакомая, с которой мы часто играли.
Сестра хотела погладить ее щеночков, но, городской ребенок, не знала про такие особенности поведения животных.
Что будет, если попробовать забрать ребеночка у гориллы-матери.
Так вот - у многих женщин тоже есть этот инстинкт.
Я несколько раз слышала от женщин описания их состояния, когда они орали, рычали на врачей, когда те хотели унести ребенка на операцию или процедуры без мамы.
Этим женщинам было стыдно за свое дикое поведение.
Так вот - это нормальная реакция матери, которую надо иметь в виду.
Если ребенка уносят по жизненным показаниям, и мать предварительно подготовлена, она знает, что происходит - это одно.
А если инструктор, или папа, или мама проныривают ребенка, а он плачет. Что мешает послушаться своего инстинкта.
И он ведь не дурак - наш инстинкт. Разве нет?
Исследования показывают, что при звуках детского плача у взрослых людей тоже меняется биохимия тела. Кормящие женщины, например, испытывают прилив молока.
Если прислушаться к языку нашего тела в этот момент, к тихому шепоту природного начала - то мы можем понять, что делать - прекратить ситуацию, которая вызывает плач, взять ребенка на руки и приложить к груди (если она есть, и если это ваш ребенок, оговариваюсь я для нашей культуры. Есть и такие культуры - где любая женщина возьмет плачущего малыша на руки и приложит к груди).
А вот что происходит, если мы из каких-либо культурных установок игнорируем и свой внутренний голос, и сигналы ребенка?
Что происходит с нашим умением чувствовать себя? (А оно ведь не так уж хорошо и развито у современного городского жителя).
А с умением чувствовать другого?
Мы прислушиваемся к себе и к плоду чрева своего, или мы заглушаем эти голоса, заговариваем им зубы?
Может быть так, что мы снижаем уровень нашей эмпатии? Что нами движет в такие моменты?
Помните, такое изречение?
Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий.
Вот, просьбы ребенка - это словно наглядная иллюстрация к этому изречению.
Фух!