понедельник, 4 января 2016 г.

Новый, новый старый Холмс

Сначала мы приехали в другой Иллюзион. 
А потом все встало на свои места: верный адрес,  приятно оформленный холл, удобные кресла, доброжелательные друг к другу ценители, разделяющие общее увлечение.
Викторианская Англия, рождество, готическая атмосфера, холодный расчет и тепло семейных отношений. Это только они умеют намешать ужасов с иронией, каким-то волшебным образом не впадать в слащавость по поводу нежных чувств, англичане, черт бы их побрал. Первым делом на ум Диккенс приходит. С него все началось?


Начало
Показ открыл фильм, где парень с рожей югославского кафельщика делал экскурсию по киношной гостиной Шерлока.
Непрочитанные письма, приколотые ножом к каминной полке.
Картина с изображением черепа, при ближайшем рассмотрении рассыпающаяся на девушку и ее отражение.
Два разновеликих кресла (кажется, Мориарти так и не сядет в свое в этой серии?).
Туфля восточного покроя -  для хранения табака.
Оленья голова. В XXI веке она была бизоньим черепом и украшена наушниками, поэтому в викторианских сновидениях на ней слуховой аппарат.
Витраж на входе, украшенный мотивами змеи ("Пестрая лента"), пятью апельсиновыми зернышками ("Пять апельсиновых зернышек"), остальные не помню.
И вот начинается фильм: Ватсон, война, ранение, знакомство. И, как в первой серии первого сезона, Холмс избивает тростью труп.
В общем, все на месте:)

Субтитры
Смотреть с субтитрами классно. У Мартина Фримана никакой мягкости и слащавости в голосе, такой привычной по русским озвучкам Хоббита или Реальной любви, или даже Фарго.
Больше всего поразил голос Эндрю Скотта, мужественный, глубокий, обертонистый. В русской озвучке слишком подчеркнута истеричность, и не чувствуются эта основательная глубина и эротизм.
Глубокий голос из пучины Рейхенбахского водопада, грехопадения, куда летишь, как Алиса, чтобы проснуться, "догонит ли в воздухе, или шалишь, летучая кошка летучую мышь".

Викторианские персонажи вдруг ввернут современные речевые обороты. Но не как в плохих российских сериалах, когда воспитанница института благородных девиц спрашивает подругу, в чем ее проблема, а намеренно, например, упоминая вирус в базе данных в списке эпитетов Мориарти.
Шерлоку-викторианцу снится будущее, или Шерлоку XXI века под действием наркотиков мнится, как он действовал бы в прошлом, расследуя дело кривоногого Риколетти, чья жена днем вынесла мозг себе, а вечером - мужу?
Времена все время меняются местами, и сложно понять, какое из них достоверное. Многослойность проваливающихся друг в друга снов напоминает Нолановское "Начало".
Заодно писательство Ватсона начинает определять поведение персонажей, литература влияет на реальность (киношную), сон цепляется за сон, и наблюдать узоры хитросплетений времени и текстов - это отдельное удовольствие.

Ниро Вульф
Майкрофт неприлично разжирел, он сидит в клубе молчунов и нагружается сливовыми пудингами под завязку. Он уже все разгадал, но ему нужен некто на посылках, чтобы подтвердить свою гипотезу.
Подозрительно похоже на одного американского сыщика черногорского происхождения, весом в одну седьмую тонны, восседающем на специально заказанном кресле, единственном, способном обеспечить комфорт фигуре такой весомости.
Изучение сайта, посвященного Ниро Вульфу, обнаружило еще одну интересную вещь:


В 1956 году Джон Кларк в Baker Street Journal выдвинул версию, что Ниро Вульф является сыном Шерлока Холмса и Ирен Адлер. И хотя нет никаких доказательств, что эта идея поддерживалась Рексом Стаутом, есть интересная деталь - над столом Арчи Гудвина в кабинете Ниро Вульфа висел портрет Шерлока Холмса. Некоторые авторы предполагали в качестве отца Вульфа не Шерлока Холмса, а его брата Майкрофта, имея в виду их с Вульфом психологическое и физическое сходство.
Подлинный творец Вульфа, Рекс Стаут, в свою очередь состоял в американском обществе поклонников Шерлока Холмса  The Baker Street Irregulars.
Каждый год в январе в Нью-Йорке дается ужин, на котором участники общества рассказывают о разных интересных вопросах, связанных с Шерлоком Холмсом.
Так вот, в 1941 году, на таком ужине выступил Рекс Стаут с сенсационным заявлением: "Ватсон был женщиной!" (Читайте подробности по ссылке).
В фильме:
  •  Мориарти иронично предлагает Холмсу и Ватсону оформить уже их двусмысленные отношения;
  • проблема женщин в викторианской Англии и современной имеет большой вес в сюжете;
  • серия выходит в январе (к традиционному январскому ужину The Baker Street Irregulars?).

Тень
Если вы когда-нибудь читали "Бегущую с волками" или (тем более) знакомы  с аналитической психологией, то наверняка вам сложно удержаться от того, чтобы не рассматривать разных персонажей одного произведения, как персонификации разных душевных сил одной личности. 
В этой серии такой подход имеет смысл, так как в сцене с Рейхенбахским водопадом практически напрямую говорится о том, что все участники сцены - персонификации разных качеств Шерлока.
И вот мы понимаем, что Мориарти - это важная часть Шерлока, его Тень (?). Особенно прекрасно, когда мелкий живчик Мориарти угрожает высокому и сильному Шерлоку, сбивает его с ног и вот-вот столкнет в пропасть. Он кричит, что победит, не потому что сильнее и крупнее, а потому, что "Я - твоя Слабость!".
Интересно, что за слабость? Ум, доведенный до чистого разума и лишенный нравственной основы? 
О! И еще же параллель с юнгианством: Рейхенбахский водопад, это в Швейцарии.

Лабиринт и туман
Когда бесы одолевают, нужен детектив, который поможет преодолеть бесов, который распутает путеводную нить и найдет выход из лабиринта.
Муж и Жена смотрят в высокие готические окна на лабиринт, затянутый туманом. Открыточно-картонный лабиринт, затянутый картинным туманом. Там, на извилистых дорожках светлеет женская фигура с кружевах слоновой кости. В черном-черном сундуке лежит белая шоколадка :)
Детектив Конан Дойля и жизнь души - передача А. Данилина "Собака Баскервилей
Лабиринты-обереги (кто был у нас на первом занятии по почерку и рисованию форм, помните, как мы создавали такой лабиринт?): http://audio.serebniti.ru/play/2189 (кстати, и Ватсон с Шерлоком упоминаются, рядом с Юнгом :) ).