четверг, 16 июля 2015 г.

Книжный четверг: Детский народный календарь Галины Дайн



Кому будет полезно и интересно:
  • родителям, которые задумываются о важности ритмов в жизни детей,
  • тем, кто ценит историю страны,
  • тем, кто интересуется историей детства,
  • тем, кто интересуется этнопедагогикой,
  • руководителям детских кружков и студий,
  • всем, изучающим вальдорфскую педагогику.

В чем польза?
Почему-то про эту поэтичную книгу хочется писать сугубо
практично, коротко и ясно.
Прежде всего — это действительно календарь, знаете, как бывают календари садоводов, так и тут - календарь рукодельников: в конце каждой главы дано руководство пр проведению мастер-классов на каждый месяц.
Материалы для каждого месяца выбраны, исходя из крестьянской, земледельческой жизни. 

Июль — влажная, пластичная и сохнущая глина, ржаное тесто для мартовских жаворонков, тепло дерева для резки игрушек в феврале.

Для меня сейчас это прежде всего путешествие по году через рукоделие, возможность пережить смену времен года с детьми через прикосновение к разным фактурам, разным ремеслам.

Праздники и сезонные занятия с детьми

Каждая глава — это один месяц. Просто интересно прочитать рассказ о том, что значил месяца для земледельцев, которые вынуждены были прислушиваться к ритму жизни земли. Какой праздник был самым важным в месяце? В какие игры и какими игрушками играли дети?
Читаешь и видишь, что год — очень праздничный, и каждый праздник — выражает суть жизни природных сил. Например, 


Летний солнцеворот, Иван Купала, в начале июля, олицетворяющий расцвет плодоносящей природы, впитавший в себя солнечный свет и питающую землю воды.
Как жили дети в ритме года, чем занимались, как участвовали в жизни семьи? Вдохновляясь книгой, очень здорово нам, городским жителям, идти от праздника к празднику, рукодельничать, прикасаясь к традициям, которые во многом ушли из истории семьи, во время переездов из деревни в город, когда семьи перестали знать или начали стыдиться своих деревенских предков.
А может быть и не было у нас этих традиций? И через книги Г. Дайн мы прикасаемся к идеальному детству, к игровому раю?

Проживаю историю через годовые земледельческие праздники, мы можем наполнять свою семейную жизнь новыми старыми традициями.
Иногда мне кажется это искусственным, но детям нравятся

Поэтичность и музыкальность

Каждая глава-месяц — очень музыкальна.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе я пирога.

Знакомые с детства прибаутки звучат со страниц, а каким песенкам не знаешь мелодию, так легко придумывается.
Есть и еще одна сторона — многие стихи, стишата, потешки, песенки связаны с временами года, с жизнью живой природы. Как к живому обращаются дети к ветру, солнцу, дождю. Святые, покровители дней, обретают силу волшебников, которые могут дать грибы или снег.
Это в принципе соответствует детскому мировосприятию, ощущению себя частью живого мира.
Мы в семье выбрали поддержку  такого детского мифического отношения к миру. Наверное, есть риск уйти и в суеверия, но мне кажется, что так мы скорее уйдем в подлинную поэтичность, где нет места суетной вере и мракобесию.


Простые и понятные инструкции

Каждый месяц завершается мастер-классами — они понятны, просты и доступны. Хотя вот приготовление глины и резьба игрушек лично для меня — из серии "без помощников не обойтись".
Что я особенно ценю — картинки — в сдержанных цветах, акварелью, оставляющие место для фантазии и не навязывающие идеального результата.


Обретение книги

Книгу, как и многое другое, я открыла для себя по рекомендации ЖЖ Аллы Ланцман. Спасибо ей за это.
А привезла мне ее тетушка из Москвы, по моей просьбе, со словами, что не одобряет искусственного возрождение народных традиций.
При всем уважении к тетушке, я лично к этой книге обращаюсь часто. Самое радостное открытие, сделанное благодаря «Детскому народному календарю» — это попытка на клубе возобновить детскую игру «Похороны комарика» - какое же это веселое, забавное, визгливое, вместе с тем противное, жутковатое действо. Спасибо большое, мастерице Наташе Стефановской, которая насобирала тогда кучу мух и умело подпевала песне с заковыристым припевом. Похоронили мы тогда лето на славу.

А автор кто?
Галина Львовна Дайн! Это настоящая подвижница своего дела, читаешь ее и заражаешься этой любовью и страстью к игрушке и играм. Искусствовед, которая окончив Академию художества в Ленинграде, неожиданно для всех занялась столь низменной материей, как игрушки. Конечно же, это потребовало изучения основ педагогики и психологии. Галина Львовна рассказывает в книге, какая борьба кипела, между педагогами и художниками, чтобы найти границу между воспитательным аспектом игрушки и художественным. Краткая биографическая справка насыщена фамилиями людей, которые встретились на жизненном пути Г. Дайн, и чувствуется, что каждое имя — как жемчужина, за каждой фамилией - история: художники-игрушечники, авторы школьных учебников по изобразительному искусству, педагоги, музейщики. 
Как много души, любви, сил вложено в то, чтобы память об игре, игрушке жила и сейчас.

Галина Львовна была не только борцом за сохранение старины, она отстояла право игрушки, народной куклы, быть объектом научного исследования, ездила в экспедиции вместе с художниками, работала с лучшими знатоками народной культуры.

Когда в девяностые появилась свобода,но разрушились многие институты, Галина Львовна, в одиночку продолжила экспедиционную работу. Стала преподавателем. И не только для студентов. Она пошла работать в начальную школу, создала экспериментальный курс для детей, в результате чего родился музей «Детский народный календарь»,  и написала 45 статей в «Искусство» (газету ИД «Первое сентября»). На основе этого опыта и родилась книга, которую мы сегодня рекомендуем.
«Хочу верить, что в ней вы найдете пользу для рук, красоту — для души, и новые знания о культурной ценности игрушки»

Присоединяюсь к этим словам Г. Дайн.