суббота, 13 декабря 2014 г.

Семинар по ДО

Эх!
Кипит мой разум возмущенный и изнасилованный когнитивным диссонансом, даже спустя две недели. Да, конечно, вы скажете, что это чрезмерно личное восприятие и что-то какие-то мои личные проблемы и проекции разбушевались. Возможно, и кроме того, ваше право говорить и думать, что хотите.


Я же оставлю за собой право думать, что с высокой кафедры проповедовать однобокость человеческого развития, латентное насилие над мировосприятием ребенка и над его физиологией, демонстрируя не осознаваемую раздвоенность сознания - это неправильно и вредно. С другой стороны - видеть, как слушатели кивают головами и соглашаются, что все так и надо, то есть видеть, что именно такая информация отвечает запросу общества, очень горько.
Мне же стареть в окружении детей, выращенных в таком подходе.
Ну да ладно, к счастью, моя психика крепчает, авось к семидесяти отращу философское чувство юмора и скую колечко с надписью "И это пройдет". Хе-хе.




Все начиналась неплохо - нейрофизиология, Анохин, Черниговская, до 12 лет у детей нет физических структур в мозгу для планирования, никакого опережающего развития и т.д.
Ну, думаю, подвела меня интуиция, опирающаяся на заставку семинара, фото и статьи ведущего, и это хорошо, приятное разочарование, тем более за такие деньги.
(В целом семинар по нынешнему курсу тенге к рублю стоит примерно как 100-часовой курс "Нового уровня").
Но дальше все пошло грустнее и печальнее.
Так что было не жаль уйти с первого дня и поздравить с днем рождения подругу, которую не видела сто лет. (Меня все спрашивают, мол, было же что-то полезное - вот это и было - возможность повидаться с подругой).
Второй же день был апофеозом противоречий, поэтому стоило большого труда дослушать все до конца. Только ожидание сакральных знаний про то, как досрочно осваивать школьную программу за полгода, чтобы оставшееся время высвободить на то, что интересно и важно мне (в частности, на вальдорфскую программу), побудило досидеть до конца. В конце был Апокалипсис, потому что ничего полезного не узнала, у нас другая форма образования.
С другой стороны, смогла увидеть, насколько я сама продвинулась в теме ДО и насколько я сама довольна тем, что у нас получается.

Темы, раскрытые в докладе:
1. нейрофизиология человека (лет до 14, кажется). Основные моменты: у ребенка доминирует образно-логическое мышление, дети - это "образники" (меня тошнит от этого слова, а вас? Да, я знаю, что очень нежная и сноб).
Выводы автора семинара по первой теме:
1.1.  Детям все нужно давать наглядно, в образах. Ну как же не возрадоваться. услышав это в стенах вальдорфской школы, задача которой - давать материал наглядно, через образы, через искусство, сказку, театрально-драматические постановки? А вот так.
Как это предложено реализовать? Вот задал вам ребенок вопрос - не отвечаем, не разжевываем, не объясняем (тыщу раз да!),  даем возможность сделать выводы самостоятельно. (Это ли не прекрасно?) 
Ну, к примеру, он спросил, что такое хохломская роспись. Идем в Гугл, открываем поиск и даем посмотреть картинки и самом сделать выводы, что такое хохломская роспись, а заодно, чем она отличается от жестовской, мезенской и городецкой, наверное?
Что вы, никакого опережающего развития, это только с трех-четырех лет.
Эксперимент - задайте такой поиск и посмотрите, как выглядят картинки в гугл-поиске? Достойно ли всевпитывающих глаз нашего ребенка разглядывание репродукций со спичечный коробок, как вы считаете? Что происходит с мозгом ребенка, который воспринимает информацию с экрана компьютера?
А также - какие образные составляющие исключаются при подобной подаче информации?

1. 2. С детьми нужно играть в разные игры (кто бы спорил?), чтобы их пробудить, и через образность и игру вытянуть к логическому мышлению (хватаемся за голову), чтобы раскочегарить в них исследователя (в пятилетке, ага, а то в нем исследователь дремлет. Или в трехлетке. Спит глубоким сном и в сомнамбулическом сне ходит и потрошит шкафы с кастрюлями, разглядывает каждый листик, каждую травинку и придумывает, что видел фей).
Например, игры на поиск закономерностей. Это нам, взрослым, понятно, что вся жизнь пронизана закономерностями: смена сезонов, смена дня и ночи, вдох-выдох, биение пульса. А малышу нужно помочь увидеть эти закономерности.
Ну замечательно же, ведь, напомню, мы слушаем это в группе вальдорфского детского сада, где драпировки на столиках года, витражи на окнах, ежедневные хороводы-райгоны, сказки, сезонное рукоделие и праздники годового круга наглядно воплощают идею о важности ритмичности в жизни ребенка, о важности переживания этой ритмичности. Где сам ритм дня строится по принципу вдоха-выдоха.
Но предложенные игры предлагают не прожить, а увидеть закономерности, пробудить ребенка от сна младенчества, от целостности мира и т.д.
Игры, подобные тем, что приводила докладчик, широко используются в вальдорфской педагогике (в частности, мы их широко задействуем в нашем ДО). Но с 7-8 лет ребенка.
Как дополнение к образному рассказу учителя, после вживания ребенка в новое знание через сказку, рисунок, лепку, движение.

В целом, можно сделать вывод, что на семинаре предлагается, использовать специфические особенности детей: их любовь к игре, их особое воспринятие мира как живого, целого,  для вытягивания ребенка в логическое мышление.
Ну не иезуитство ли? Зачем это?
Вопрос - почему у ребенка преобладает образное мышление до девяти примерно лет? Какие задачи его развития в этот период мы можем предположить, исходя из этого знания, исходя из его любви к сказке, к фантазии, исходя из знаний о его нейрофизологии?
Какие еще виды интеллекта есть у человека? Какие виды интеллекта в какой период жизни человека наиболее активно формируется и развивается?
Правомерно ли развивать только один вид интеллекта, особенно с опережением, вытесняя "хозяев" этого времени с законного места?
К чему ведет преждевременное пробуждение логики в человеке? Каковы последствия?

1. 3. Ребенку важно создавать условия, питательную среду  (И это прекрасно, вот, как раз, мы в вальдорфском детском саду, нас окружают натуральные материалы, дающие богатую и качественную пищу для развития осязания, мягкие пастельные тона, прозрачные драпировки, цветные витражи, дающие пищу чувству зрения, чувству облика, множество мобильных перегородок, дающие свободу фантазии, движению, чувству равновесия. ).
Но не это имеется в виду. Кубики Зайцева, географическая карта на уровне глаз малыша - то, что доктор прописал. (И то, что гораздо проще обеспечить, на первый взгляд. Плюс несомненный бонус в виде спокойной совести и уверенности, что ребенку все дадено.)
И вот уже ребенок бегает к родителям, чтобы рассказать, о своем открытии - синее на карте - это море.
Ребенок познает мир. Мир карты.
Причем, не физической, а политической, с материками, подвергнутыми расчлененке границами человеческих новообразований.

1. 4. Обучение ребенка чтению.
Предлагается читать с прикрыванием строк под той, что сейчас читаем, читать медленно, в ритме восприятия ребенка.
Обращается внимание на важность периода ползания в жизни человека для освоения навыков чтения, порицается практика использования ходунков и прыгунков. Обращается внимание, на то, что ребенок воспринимает мир целостно, поэтому важно не учить его буквам. А также указывается на такие особенности физиологии малыша, как неразвитость периферийного зрения и сложностью координации глазных мышц для слежения за строками текста. (В этом месте я воодушевленно и благодарно киваю головой с блестящими глазами.)
Выводы - важно задуматься, почему у ребенка не развито периферийное зрение, как важно движение, игры в классики, скакалку и лазанье по деревьям для подготовки ребенка к чтению, вы подумали?
Как бы не так.
Предлагаются упражнения для развития периферийного зрения, упражнение на скрещивание, обучение чтению по складам и побуждение использовать картонку, для слежения за строками.
(В этом месте я готова оторвать свою голову, раз уж я за нее схватилась парой абзацев выше,  вместе с ее блестящими глазами и кудрявыми волосами и запустить в лектора. А на кой она нужна, если вокруг столько голов качается  в такт этим антинаучными и противодетским рекомендациям, основанным на страхе перед жизнью и отставанием в ней?).

К счастью, мы же в вальдорфской школе, поэтому можно выйти и попросить Женю показать мне те же упражнения со стихами и песнями (мы же помним, что дети воспринимают все образно и через движение, и им важна игра и осмысленность). Женя с ходу демонстрирует двигательно-ритмическую-словесную композицию, так как все это входит в арсенал опытного учителя вальдорфской школы. Вот и еще один полезный момент от растерзанного воскресенья.


Такая мелочь, как важность рассказывания сказок для детей (не чтения, именно рассказывания) - не упоминается. Вот ссылка на полезную книжку (не вальдорфскую, если для вас это важно): "Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки" под ред. А. Русакова - сборник статей на эту тему, от Одоевского и Свентицкой до Карпова и Цирульникова.



О! А еще предлагается после прочтения у ребенка спрашивать, что он понял (кхм-кхм!). А также уточнять, понял ли он отдельные слова прочитанной сказки.
О, нейрон, за что такие муки, и в чем моя вина?
А как же восприятие детьми языка в его целостности, а как же игра словами, считывание их смысла из контекста, наслаждение медом мелодии и нектаром ритмов родной речи?
Писал-писал Корней Иванович свою гениальную, влюбленное в детство книжку, но как и при начале тоталитаризма в СССР, так и в начале 21 века, идея о том, что нужно членить язык, пробуждать ребенка, объяснять ему каждое! непонятое слово - идея эта цветет и процветает махрой - за что, о боже мой?
(А с другой стороны - как же мне повезло, что я случайно прочитала ее у дедули в гостях, как же мне повезло, что на викторине по литературе Алла Ивановна подсказала выбрать мне книгу В. В. Набокова. Точнее, как же моим детям повезло!)

Да, будем справедливы, предполагается, что слова объяснять не нужно, но нужно создать игровую ли, образную ли, наглядную ли ситуацию, где это слово расцветет всеми вдруг всеми гранями своего смысла, всеми оттенками своей коннотации, и прочими синонимическими рядами, а заодно антонимическими супротивниками.
Мы же помним. Чтим. Никакого опережения в развитии.

2. Дальше лектор рассматривала уровни социального развития: досоциальное, социальное и надсоциальное.
Та же история.
Сначала о важности зрелого взрослого в жизни ребенка. О том, что для детей нормальное и здоровое явление  дружба только  с одним ребенком, и что общения даже с одним другом нужно меньше, чем один день.
Затем.
Затем куча всего, в частности - История про Мисс, которая стала для меня апофеозом трактовки надсоциальности в жизни ребенка.
Ребенок идет в кружок английского языка и вскоре очень привязывается, "влюбляется" в мисс Энн. В это время, мама видит, что знания усвоены в достаточном количестве, и понимает, что если за год проходит две ступени курсов, то можно сэкономить время и деньги. (Что очень понятно и разумно, кто же спорит?)
Поэтому дочке предлагается перейти на второй курс. Девочка отказывается, ей жаль расставаться с мисс.
Тогда мама садится с дочкой, показывает ей (наглядно и образно) расчеты, а затем предлагает на часть сэкономленных денег купить собаку, о которой ребенок мечтает.
Интонацию, с которой было произнесено, что мисс померкла вмиг перед собакой, не передам, но она была очень выразительная и очень содержательная.
Кроме того, было указано, что так как шли два курса в один год, то такая вивисекция отношений производилась три раза и с каждым разом расставания с очередной мисс и группой детей происходило все менее болезненно. Что несомненно способствует тренировке надсоциальных качеств, когда человек в зависимости от своих целей легко рвет отношения и переходит с места на место без сожалений.
Да, детям до 12 лет очень важно предоставлять делать выборы, такие серьезные причем. 
В самой же первой части семинара было заявлено, что до 12 лет структуры мозга, отвечающие за планирование незрелы, поэтому несомненно, восьмилетняя девочка легко оценила экономию средств в ближайшие три года и сразу поняла, что от мисс выгод нет, а от собаки - есть. (Табличка "сарказм"). 
С этой точки зрения хочется немедленно открыть шампанского бутылку, иль перечесть "Женитьбу Фигаро", а еще лучше обратиться к брошюре "Жизненно-важная связь" и сайту "Заботливая альфа".
Ну  и так далее.

Темы, также затронутые (специально не пишу "раскрытые") на семинаре помимо перечисленных:
  • обучение ребенка планированию, самодисциплине и самоорганизации, 
  • конспектирование и подготовка к экзаменам с помощью интеллект-карт. Пользуюсь подобным методом с дополнительными опциями уже три года, вчера сделали с "Солнечным домом", "Молочными берегами" и несравненной Викторией Голубевой по этой теме семинар. Вместе планировали Новый год, получилось круто, я сделала для себя несколько важных открытий.
  • организация дня школьника на семейном образовании (с работающими родителями, бабушкой дома и спецчеловеком для вождения ребенка на кружки),
  • о безопасности и пользе просмотра детьми пяти лет фильмов типа "Убить Билла" (прости, божественный Квентин, но так получилось, что и ты сюда оказался замешан). Как? Вы еще не смотрели "Убить Билла"? Тогда мы идем к вам! Только уложите спать своих пятилеток и даже двенадцатилеток. И всех, кто между ними.
  • про  общественный договор - дисциплина. Перечитываем книгу на все времена - Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". Глава 8. Как разрешать конфликты. Заодно и девятую главу, про Дисциплину. А потом можно и всю книгу с начала. Или с любого места, на все времена же книга. 
  • профориентация (брр).
Значительная часть тем семинара уже раскрывалась нами в лекциях и семинарах, как авторских, так и совместных с "Солнечным домом".
Значительная часть тем подана так, что лучше бы мне этого не слышать.
Сама лекториня - человек очень интересный, приятный, с обаятельной манерой вести лекцию, умело ведущая диалог. Но при всей симпатии к человеку, не могу проникнуться симпатией к материалу. Увы.

Что полезного для меня? Торжественно клянусь провести авторский цикл семинаров по темам домашнего образования, его организации, организации и планированию жизни вообще, и с ребенком в частности, по обучению детей чтению, по обучению детей письму, по нейрофизиологии, и возможно даже замахнусь на психологию развития.
Мы молчим, и в результате у ищущих родителей нет выбора.
Возможно это моя социальная ответственность - предоставить такой выбор.

А! И еще чувствую, как во мне просыпается человек эпохи Возрождения, который не боится предложить закрыть живопись Микеланджело и написать новое. И произносить "Я".