четверг, 27 ноября 2014 г.

Сериалы про сильных женщин

Вчера поняла, что срочно нужно вдохновение, нужны женские образы, в которых есть сила, решительность, ясный ум, нравственные основы, практичность, красота, изысканность, упорядоченность и организованность.
Портрет Элизабет Гаскелл. 1851. Джон Ричмонд.

Как в героинях Д. Остин. 
И вот оказывается, можно в поисковик закинуть вопрос "сериалы про сильных женщин" и почитать специальные статьи, подборки, обмен мнениями и т.д.

В частности, наткнулась
на список сайта Синемафия. Нашла все перечисленные там сериалы и начала смотреть. Это вовсе не значит, что я стала весь день на это тратить, просто открывала первую серию, ведь быстро становится понятно, твой фильм или нет. 

Например, сериал  с Лизой Кудроу сразу огорчает - тут образ Фиби Буфе, эмоционально неполноценной, странной в своей глухоте к чувствам других, доведен до предела и в чем ее сила, неясно. И узнавать не хочется.

Зато те сериалы, где действительно представлена женская сила, в этом списке не были указаны (может быть, за давностью лет?).

Например, "Дом сестер Элиот". Две молодые женщины-аристократки после смерти отца вынуждены сводить концы с концами, у них практически нет поддержки и друзей, а те родственники, которые должны бы защищать и подставлять плечо, подставляют подножки.
Героини очень живые, неординарные, противоречивые и сильные. Очень тонко переданы взаимные отношения сестер, их честность друг с другом и подлинная дружба.
Характеры на протяжении фильма меняются, поступки совершаются странные и нелогичные - то есть почти как в жизни. Сценаристы умело ведут сюжет от одного приключения к другому, от балансирования на краю к победам, поражения превращаются в находки, а победы - в провалы. Конечно, как положено в сериальной жизни, где-то в последний момент вмешается добрый друг, где-то счастливая случайность, Однако сюжет тщательно подводит к тому, что значительная доля этих случайностей обусловлена характерами и поступками сестер, что друзья в их жизни - плод их собственной работы, а то, как они умело используют в своих интересах подарки судьбы - хороший пример.
Отчетливо показано:

  • как можно понимать себя, 
  • трезво оценивать свои ценности, способности, умения, 
  • как можно делать выбор. 

Как можно вежливо и твердо 

  • попросить о прибавке к жалованию, 
  • о скидке на оптовые закупки, 
  • отказать нелюбимому, но уважаемому мужчине, 
  • сказать любимому и уважаемому, что не собираешься рожать детей.



Так как этот сериал я смотрела после трех версий "Гордости и предубеждения", где показаны те времена, когда главной карьерной лестницей для женщины была семья, а первой ее ступенькой -  выгодное предложение руки и сердца, то по контрасту в "Доме сестер Элиот" стало видно, что в 20 веке для женщины более  или столь же важным стало следование своему призванию и самостоятельное обеспечение себя и своей реализации. Поэтому там, где в начале девятнадцатого века героини трепещут от предложения руки и сердца, в начале двадцатого - от предложения работы или финансирования идеи.


Как приверженца аналитической психологии, меня это очень радует, потому что подтверждает идею, что влюбленность в мужчину для женщины - это прежде всего объективизация своего Анимуса. И очень важно понять этот момент, чтобы наконец полюбить мужчину, а не свои проекции на него.

Ну и лично для меня очень важно, как выглядят герои. "Дом сестер Элиот" - это про модный дом, про моду, про легкую промышленность. Производственным вопросам, взаимоотношению с персоналом, с финансами, там уделено много внимания. Это раз.
А то, что это красота, эстетика двадцатых годов - это два.
Прически, платья, новый шокирующий образ деловой женщины, длина юбок, брюки, врывающиеся в женский гардероб, короткие стрижки, тонкие губы - пир для зрения!

Особенно поразительно, и, тем не менее - честно и кропотливо, показано  преображение Беатрисы Элиот из типичной английской стареющей девы невнятной внешности в стильную сильную деловую женщину с выразительным лицом, искрящимся глазами.


Впрочем, младшая сестра, Евангелина, если подумать, тоже проходит мощную трансформацию. Из красивого, милого, уютного, стесняющегося себя медвежонка, она раскрывается в фам фаталь, бесстрашно идущую за своей мечтой, элегантно преодолевающую условности света и находящей баланс между страстью и практичностью.


Если вы смотрели когда-нибудь "Просто Марию" (прости, осподи!), то помните, что там было показано в титрах, как решительная, застенчивая и красивая деревенская простушка строчит на машинке, а потом поражает всех великолепным макияжем в стиле конца восьмидесятых на вершине карьеры хозяйки модного дома. Так вот в "Доме сестер Элиот" честно показано превращение, а не  квантовый скачок невнятной этиологии.
В общем, приятно посмотреть, когда люди целеустремленно идут к воплощению своей мечты, поступают честно, порой умно, порой глупо, не отвешивают челюсти, а с тонкой улыбкой или бешенством во взоре (да, это же про женские сериалы, почему нет?) встречают провал, словно это вызов, поднимают перчатку, вступают в борьбу и выигрывают.

Три сезона, по 12 серий.

И еще один английский же сериал - "Крэнфорд".
Там главные герои - одни женщины. Причем стопроцентные клуши на первый взгляд. Да и на десятый тоже. За редким исключением.
К слову сказать, оба сериала очень хороши для понимания того, какой труд проделало движение за права женщин - очень интересно смотреть на полную беспомощность женщин и видеть сколько возможностей у нас сейчас, что по сравнению с двадцатыми двадцатого века (как в "Сестрах Элиот), что по сравнению с сороковыми девятнадцатого (как в "Крэнфорде").

Однажды я прочитала, что "Подсолнухи" ван Гога - это гимн-исследование желтого цвета. 
Или помните, как Сирано де Бержерак предлагал сотню способов посмеяться над его носом?
Так вот в "Крэнфорде"  - разнообразие женского, все краски, все оттенки. И я как женщина, не устаю на это смотреть.
Кроме того, при всем его сдержанном колорите, размеренности жизи ограниченного круге персонажей ограниченных своими правилами и представлениями, жителей крохотного глубоко провинциального городка, сюжет просто потрясающий - там постоянно что-то происходит, то несчастный случай, то смерть (там почти в каждой серии кто-то мрет), то роковая путаница, то вопиющая бедность и безысходность, и все это пересыпано отменным юмором (порой черным или копро).

Сериал снят по роману Элизабет Гаскелл, которой я никогда не читала, и даже не слышала до этого, но вот Карл (наш великий) Маркс, относил ее вместе  с Чарльзом Диккенсом, Уильямом Теккереем и Шарлоттой Бронте, к «блестящей плеяде английских романистов».
А так как это плеяда так плеяда, то вот и еще один пункт в список для чтения. В романе все эти мысли, чувства, взаимоотношения, борьба, поражения и победы должны быть еще интереснее, подробнее, и полезнее.