среда, 19 ноября 2014 г.

"Ведущая роль" в литературе: М. Пришвин. Ребята и утята

Кто про что, а лысый про расческу :)
В жизни редко предоставляется возможность увидеть Взрослого ( поведение заботливой альфы) в действии. А Взрослых, которые слишком много ответственности кладут на плечи ребенка преждевременно - полно, увы :)
Так что после знакомства с теорией привязанности невольно замечаю в литературе проявления заботливой альфа-позиции. Нужно же брать где-то пример.

Вот рассказ М. Пришвина "Ребята и утята"

В нем есть несколько интересных деталей.
Когда взрослый увидел, что дети гоняют и ловят утят (учиняют безобразие), он тут же подошел, вмешался. Не дал детям выходить за границы, не оставил их на произвол самих себя и своих шалостей (за которые им потом бы стало стыдно и больно).  То, что дети  и сами чувствовали, что не играют, а бесятся, станет понятно из дальнейшего.


Говорит взрослый с детьми "строго" и "очень сердито" - когда читаешь рассказ, то понятно, что в этой строгости и сердитости есть элемент театрализации, преувеличенности. Человек не выходит из себя, но вполне владеет собой, показывая детям, что не одобряет их действия. 
Его не злят дети, его огорчает страх уточки и утят. И взрослый пресекает эти действия интонационно (но не словами напрямую).

Взрослый говорит строго, но не кричит на детей, не говорит "отставить" и "перестаньте", а с помощью вопросов обращает их внимание на то, как переживает уточка-мать и на бессмысленность их забавы. Не стыдит, не читает нотации, просто указывает факт, позволяя детям самим сделать нравственный вывод (причем и не сейчас даже, а потом, когда страсти улягутся), задавая вопросы. Кроме того, если бы приказ остановиться с ходу мог бы вызывать противление в детях, то вопросы стали своего рода наведением мостов с расшалившимся детьми.На вопросы можно отвечать, и дети втянулись в диалог.

Затем взрослый говорит детям что делать.  Это очень важный момент в любом происшествии
Мало показать детям, что их текущим поведением недовольны. Важно сказать, что делать, переориентировать с деструктивного поведения на созидательное.
Дать направление растерявшемуся ребенку. Кстати, тем, кто дрессирует собак, это тоже пригодится.
Можно сравнить:

  •  - Перестань бить сестру, поцелуй ее/подойди к маме/ помоги мне отнести ведро;
  •   - Перестань бить сестру, как ты можешь, это же твоя сестра, что ты за моральный урод! :) ;
  • или даже просто: "Перестань бить сестру".


При этом герой не просто говорит, а твердо приказывает, никаких тебе рассусоливаний, предоставлений выбора, "давайте подумаем, что сделать" - потому что дети разошлись и им нужно быстро помочь войти в берега. Плюс, самим приказанием взрослый показывает детям, что он имеет такое право приказывать, потому что знает, как исправить ситуацию.
В то же время - из контекста рассказа мы понимаем, что это  не приказ солдафона или раздражительно-истеричной старой девы, это приказ доброго, заботливого человека, который помогает детям прийти в себя.

То что дети пятой точкой чувствовали, что поступают не очень хорошо, показывает ремарка М. Пришвина, что "они как будто даже и обрадовались моему приказанию".
Действительно, когда детям помогают войти в границы, успокоиться и переключиться с разрушения на созидание, можно заметить, как они сразу успокаиваются, словно чувствуют, что все правильно. Они снова в безопасности, под надежным присмотром взрослого.

Дальше взрослый не боится выглядеть глупым. желая уточке и утятам счастливого пути. Это взрослый человек, он делает то, что считает нужным и правильным, причем это такой человек, который видит важность живой природы, уважительного к ней отношения, чувствует красоту и целостность мира.
Поэтому он так уверенно, с легким юмором велит ребятам так же пожелать утятам счастливого пути.
Что они и делают все разом.

И еще один момент. Ребята засмеялись, когда увидели как прохожий желает утятам счастливого пути, а потом радостно присоединились к нему.
Часто детский смех (да и взрослый тоже) скрывает неловкость, страх. Возможно, дети почувствовали правильность прощания с утятами, им хочется присоединиться к этому жесту, но кто-то их когда-то высмеял за подобное отношение к нежному и живому, и теперь они робеют проявить слабину, стесняются выглядеть глупо, по-детски. Оттого и смеются.
Про это важно помнить, потому что когда видишь, что нашкодивший ребенок еще и хихикает, то часто чувствуешь. как подступает раздражение и желание прибить.
Так вот герой Пришвина почувствовал, ЧТО стоит за этим смехом и помог детям выйти и из него.

А еще, можно предположить, ребята внутренне расслабились, выполняя "приказ" по возвращению утят матери, потому что когда гоняли утят, не могли не ощутить, что они такие же дети своих матерей, и возможно, эта ситуация напоминала им беспомощность их матерей в каких-то случаях. Возможно, даже самой действие  - ловля утят на глазах беспомощной и испуганной матери-утки - это неосознанное повторение того, что они видели в отношении себя и своих братьев и сестер.
И решительный взрослый, вставший на защиту беспомощных утят, дал им пример того, что можно действовать по-другому, что если чувствуешь неправильность, есть способ остановиться и даже - остановить другого.
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
 - До свиданья, утята!

А вы что думаете по поводу этих выводов?
Есть ли у вас книги, где действуют персонажи "заботливые альфы"?