четверг, 13 ноября 2014 г.

Как организовано мое чтение

Alina Komnatnaya13 ноября 2014 г., 18:16Оля, а у тебя есть какая-то система работы с книгами ? Как ты планируешь, что читать, когда и в каком порядке, и что делаешь с прочитанным материалом - кроме блога ?

Алина, привет!
Вчера смотрела экранизацию "Эммы" Джейн Остин, и как раз обратила внимание, что героиня составляет списки книг для прочтения.
Отвечая на такой вопрос, чувствую себя Андре Моруа :) (Пока искала ссылку, решила перечитать его "Открытое письмо молодому человеку", похоже, что у этого молодого человека были те же трудности, что и у меня!)

У меня нет системы.
В отношении детских книг мы ведем список будущего чтения.
В присутствии детей зайдет разговор о какой-нибудь книге или персонажах, и мы понимаем, что хотели бы прочитать эти книги с детьми - тогда записываем в специальный блокнот, который висит над "белой доской". Если не дома, то записываю в ежедневник, а потом в блокнот. То же - с фильмами для семейного просмотра.

А свое чтение я составляю или "мускульным тестом", или по насущному вопросу.
"Мускульный тест" :) - это когда неудержимо тянет в книжный, ты отдаешься  этому зову и бродишь по книжному, пересматриваешь книги, а потом понимаешь, что вот по насущной ситуации полезнее эту почитать, а всё существо говорит, что нужно взять другую. Просто руки сами тянутся (поэтому и мускульный).
На днях так купила книгу Стива Биддалфа "Почему принцессы кусаются". Хотя важнее была другая. Не смогла устоять перед ее тканевой обложкой, бумагой, чуть шероховатой, шрифтом и расположением текста на странице.

А иногда меня мучает какая-то проблема, и я беру книгу в магазине (выбираю так же, к чему рука потянулась, но тут есть постановка цели).

Причем, однажды я купила книгу "Как общаться с людьми, которых вы терпеть не можете"  именно по названию, которое четко отвечала сути моего жизненного вопроса. И при чтении была крайне разочарована бесполезностью и очевидностью содержания. А через год  вернулась к этой книге и поняла, как все в ней разложено по полочкам и насколько все методы рабочие!
На ее примере могу рассказать, как с книгами работаю. Эту книгу я всюду носила с собой, читала ее в автобусе, в очередях, дома. И всюду делала выписки, схемы, конспекты.
Потому что я еще с собой с осени стала носить легкую тетрадь А4 для конспектов с перфорацией для отрыва листов и продыроколенную. В ней очень удобно вести записи, потом вырывать и подшивать их в папки по темам.
А также у меня всюду с собой записная книжка, в которую приклеены стикеры для заметок. И пенал с ручками.
Так вот - делала не только выписки из текста, но записывала размышления над конкретной ситуацией и письменно ставила себе цели, что сделать. как можно поступить, а потом при первой возможности применяла.
(Заодно поняла, что сама частенько веду себя как типажи из книги.)
С художественной литературой  - похожая работа - но там скорее заметки по поводу мыслей  и чувств, которые возникают при чтении. И от художественной книги сложнее оторваться для записей.

Недавно прочувствовала смысл перечитывания книг. К. П. Эстес говорит, что подлинное чтение книги начинается с перечитывания. Умом всегда была с этим согласна, а вот пережила подлинность этой мысли для себя недавно. Перечитывая, кстати, "Бегущую с волками". Теперь она вся в закладках и стикерах с заметками.

Еще очень активно обсуждаю книги с друзьями.
Например, перечитывала в пятый раз "Чувство и чувствительность" Д. Остин, и было такое чувство, что я ее первый раз читала, настолько я до нее доросла и стала понимать разные нюансы. Так что я обсудила эту книгу (а иногда и не обсудила, просто рассказала, кто не читал), свои впечатления от нее. Уж не знаю, каково людям это слушать, но мне очень радостно, что есть кому душу излить, ведь такие открытия в себе сложно держать!
(И после Остин ужасаюсь теперь, какой убогий у меня стиль изложения своих мыслей! Как она это писала?!)
О! И вот еще - перечитала я ее , потому что устала и хотела побаловать себя этакой доброй старой Англией, а открыла для себя такую глубину обыденной жизни, сложные характеры, тонкую иронию, такое умение вести беседу, выражать мысли, осознавать свои чувства и управлять ими, что уже пересмотрела все сериалы по Остин, и теперь всю перечитываю.
Потому что найти в жизни образец подобных умений не вижу возможности.

Ага, значит, применяю еще один способ - понравился автор (выбранный, к примеру "мускульным тестом") -и  читаю все подряд.
Сейчас идет "эпоха" Остин, поэтому Моруа впишу в ежедневник, в раздел для записи книг и фильмов. А то ведь забуду!

Почему ты задала такой вопрос? Как ты организуешь свое чтение?

У меня кстати, тоже родился вопрос именно к тебе, после прочтения заметки А. Носика, как ты читаешь книги на иностранных языках? Знаю людей, которые говорят и по работе активно используют иностранный, но читать не могут. Что ты можешь посоветовать начинающим читателям, пробующим иностранную литературу в оригинале?