четверг, 13 ноября 2014 г.

Как организовано мое чтение

Alina Komnatnaya13 ноября 2014 г., 18:16Оля, а у тебя есть какая-то система работы с книгами ? Как ты планируешь, что читать, когда и в каком порядке, и что делаешь с прочитанным материалом - кроме блога ?

Алина, привет!
Вчера смотрела экранизацию "Эммы" Джейн Остин, и как раз обратила внимание, что героиня составляет списки книг для прочтения.
Отвечая на такой вопрос, чувствую себя Андре Моруа :) (Пока искала ссылку, решила перечитать его "Открытое письмо молодому человеку", похоже, что у этого молодого человека были те же трудности, что и у меня!)

У меня нет системы.
В отношении детских книг мы ведем список будущего чтения.
В присутствии детей зайдет разговор о какой-нибудь книге или персонажах, и мы понимаем, что хотели бы прочитать эти книги с детьми - тогда записываем в специальный блокнот, который висит над "белой доской". Если не дома, то записываю в ежедневник, а потом в блокнот. То же - с фильмами для семейного просмотра.

А свое чтение я составляю или "мускульным тестом", или по насущному вопросу.
"Мускульный тест" :) - это когда неудержимо тянет в книжный, ты отдаешься  этому зову и бродишь по книжному, пересматриваешь книги, а потом понимаешь, что вот по насущной ситуации полезнее эту почитать, а всё существо говорит, что нужно взять другую. Просто руки сами тянутся (поэтому и мускульный).
На днях так купила книгу Стива Биддалфа "Почему принцессы кусаются". Хотя важнее была другая. Не смогла устоять перед ее тканевой обложкой, бумагой, чуть шероховатой, шрифтом и расположением текста на странице.

А иногда меня мучает какая-то проблема, и я беру книгу в магазине (выбираю так же, к чему рука потянулась, но тут есть постановка цели).

Причем, однажды я купила книгу "Как общаться с людьми, которых вы терпеть не можете"  именно по названию, которое четко отвечала сути моего жизненного вопроса. И при чтении была крайне разочарована бесполезностью и очевидностью содержания. А через год  вернулась к этой книге и поняла, как все в ней разложено по полочкам и насколько все методы рабочие!
На ее примере могу рассказать, как с книгами работаю. Эту книгу я всюду носила с собой, читала ее в автобусе, в очередях, дома. И всюду делала выписки, схемы, конспекты.
Потому что я еще с собой с осени стала носить легкую тетрадь А4 для конспектов с перфорацией для отрыва листов и продыроколенную. В ней очень удобно вести записи, потом вырывать и подшивать их в папки по темам.
А также у меня всюду с собой записная книжка, в которую приклеены стикеры для заметок. И пенал с ручками.
Так вот - делала не только выписки из текста, но записывала размышления над конкретной ситуацией и письменно ставила себе цели, что сделать. как можно поступить, а потом при первой возможности применяла.
(Заодно поняла, что сама частенько веду себя как типажи из книги.)
С художественной литературой  - похожая работа - но там скорее заметки по поводу мыслей  и чувств, которые возникают при чтении. И от художественной книги сложнее оторваться для записей.

Недавно прочувствовала смысл перечитывания книг. К. П. Эстес говорит, что подлинное чтение книги начинается с перечитывания. Умом всегда была с этим согласна, а вот пережила подлинность этой мысли для себя недавно. Перечитывая, кстати, "Бегущую с волками". Теперь она вся в закладках и стикерах с заметками.

Еще очень активно обсуждаю книги с друзьями.
Например, перечитывала в пятый раз "Чувство и чувствительность" Д. Остин, и было такое чувство, что я ее первый раз читала, настолько я до нее доросла и стала понимать разные нюансы. Так что я обсудила эту книгу (а иногда и не обсудила, просто рассказала, кто не читал), свои впечатления от нее. Уж не знаю, каково людям это слушать, но мне очень радостно, что есть кому душу излить, ведь такие открытия в себе сложно держать!
(И после Остин ужасаюсь теперь, какой убогий у меня стиль изложения своих мыслей! Как она это писала?!)
О! И вот еще - перечитала я ее , потому что устала и хотела побаловать себя этакой доброй старой Англией, а открыла для себя такую глубину обыденной жизни, сложные характеры, тонкую иронию, такое умение вести беседу, выражать мысли, осознавать свои чувства и управлять ими, что уже пересмотрела все сериалы по Остин, и теперь всю перечитываю.
Потому что найти в жизни образец подобных умений не вижу возможности.

Ага, значит, применяю еще один способ - понравился автор (выбранный, к примеру "мускульным тестом") -и  читаю все подряд.
Сейчас идет "эпоха" Остин, поэтому Моруа впишу в ежедневник, в раздел для записи книг и фильмов. А то ведь забуду!

Почему ты задала такой вопрос? Как ты организуешь свое чтение?

У меня кстати, тоже родился вопрос именно к тебе, после прочтения заметки А. Носика, как ты читаешь книги на иностранных языках? Знаю людей, которые говорят и по работе активно используют иностранный, но читать не могут. Что ты можешь посоветовать начинающим читателям, пробующим иностранную литературу в оригинале?


19 комментариев :

  1. Оля, когда ты успеваешь столько читать? Да еще пометки делать? Ты вела хронометраж? Как с детьми, которые дома, выделяешь время (и сколько, и по какому принципу) на личное чтение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, я же книгоголик - не почитаю, день прошел зря. Знаешь, как в том анекдоте, нет, дети, это вы будете меньше есть.
      Читаю перед сном обязательно.
      Сперва читаем с детьми на ночь, а потом - свое.
      По субботам - у меня выходной, иду по делам, а потом захожу в кафе, беру кофе и чай и сижу читаю. Тут уже можно делать пометки не спеша.
      Когда днем укладываю Марфу спать - читаю.

      Удалить
    2. Я думала, что я тоже книгоголик. У меня, конечно, львиную часть чтения сейчас занимает интернет. Но меня беспокоит некоторая беспорядочность интернет-информации (один про одно напишет чуть-чуть, другой про другое - вроде все нужное, полезное, важное, но несистематизированной кучей). И такого, чтобы получить за раз некий объем достаточно полной и объемной информации на одну тему - давно у меня уже не было. И мне все сложнее, на самом деле, становится читать книги. Клиповое мышление, похоже :(

      Удалить
    3. Хм, то есть ты переключилась на интернет в основном и от этого ощущение рваной, лоскутной информации?
      А что бы тебе помогло перейти снова на книги? Или что мешает?

      Удалить
    4. Оля, не приходят уведомления об ответах, поэтому с задержкой отвечаю.
      Знаешь, я уже не читаю художественную литературу. Не знаю почему, но не приносит удовлетворения, даже те книги, которые были в моем списке "на все времена и на разные случаи". Читаю науч-поп и специализированную. И вот в большинстве случаев, все такие книги они с советами, упражнениями, т.е. с материалом, который иди и применяй в реальности. Да и информация там насыщенная, новая, чтобы ее переработать (а не проглотить и забыть, и так уже не получается), нужно время и энергия. С этой точки зрения небольшая статья или пост более рациональные по использованию личных ресурсов: затраты времени на чтение небольшие, чаще для обдумывания какая-то одна мысль или небольшое кусочек новой информации, практических советов тоже немного. Если возникнет желание - информацию можно расширить. А вот здесь уже засада, в отличии от книги: в информационном потоке можно закопаться и вместо расширения информации попасть в социальную сеть или начать читать про адронный синхрофазатрон в период пубертата - идет несоизмеримо большая потеря ресурсов.
      И вот сейчас поняла мою личную проблему: есть установка "проглатывать книгу сразу всю", уходить "в запой". Со спец.литературой такое чаще всего не получается. Т.е., по идее, читать несколько параллельных книг - наиболее разумный ход. Я это еще обдумаю.

      Удалить
    5. Настя, привет! Да, бывают такие странности с уведомлениями тут. Кстати, твой блог я тоже читаю, но так как только через кэшированные копии, то не могу прокомментировать.
      В твоем сообщение видно, что с одной стороны, книги художественные не дают тебе вдохновения.
      С другой, что и специализированные, практические - тоже, так как слишком велик объем информации.
      Отсюда желание и поиск емких, кратких рекомендаций, которые можно сразу пустить в ход. Правильно?
      Но это чревато спонтанным серфингом?

      Период без художественных книг у меня тоже был, это меня напугало и это совпало с периодом глубокой апатии и переосмысления ценностей.
      К счастью - не дольше года это продлилось.
      Все же для меня художественные книги - это образы, целостные цели, то, к чему идешь, к чему стремишься. Наличие такого образа позволяет более точно подбирать кусочки пазла.
      Период интернет-серфинга у меня тоже был - в связи с планшетом. Вот неделю не было интернета и глаза перестали болеть - оказалось, болели именно от чтения с планшета.
      Информацию я предпочитаю черпать все же из книг. И бумажных. Опять.
      Вот по Лёниной ссылке уточнила свой метод медленного чтения - пройти книгу, прочитать жадно. А потом второй раз - с проработкой.

      Ты, получается, предпочитаешь индукцию - по деталям выстраивать общую картину?

      Удалить
  2. Оля, спасибо за такой развернутый ответ )))) Спросила потому, что ты производишь впечатление жадного, но при этом организованного читателя, еще и анализирующего, а не просто "глотающего". И еще потому, что у меня сложился такой огромный список того, что я хочу прочитать, что я иногда не знаю, с какого краю за него браться. Мне в библиотеке иногда приходилось брать книги на карточки детей (я здесь дорвалась, тут библиотеки очень классные и бесплатные) - на мою больше уже нельзя было, а это как минимум десяток, или даже два, не помню сейчас. При этом дома тоже куча книг, ждущих своей очереди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина! Огромный список?
      Это да.
      Стала думать, что у меня тоже гигантский список, и что я как-то с этим справляюсь. Как?
      Лично мне, когда я не знаю, с какого краю браться за "список" помогает как раз полагание на интуицию, "мускульный тест", куда рука потянется.
      Второе - это то, что недавно я перестала покупать/класть рядом с кроватью несколько книг. Я беру одну книгу и ее читаю.
      Заметила, что если в магазине возьму несколько (имеется в виду, больше двух), то очень нескоро начну читать. Может быть оттого, что сложно сделать выбор (страх первого листа?), не знаю. У меня так было с заказом книг по вальдорфской педагогике с Наири. Хотелось заказать сразу все, ведь дорого из Киева доставлять. И в итоге поймала себя на том, что уставила полку прекрасными книгами, а воз и ныне там. Одну книгу просто открыла и закрыла.
      А так - определяешься при покупке или заказе - и вперед.
      Что ты думаешь?

      Про библиотеку :)
      Что ты там набираешь? Возможно сразу тридцать книг ты берешь, чтобы подготовиться к написанию одной из своих статей?
      Если я беру книги для написания статьи или подготовки семинара, то не считаю себя обязанной читать всю книгу. Ищу именно ответы на свои вопросы, грубо говоря, просматриваю по диагонали (думаю, многие, кто писал рефераты, дипломы и диссертации, так делают). И часто оказывается, что из всего многообразия довольно двух-трех ключевых книги. Это если вопрос точно сформулируешь.

      Или это у тебя набор книг, каждую из которых хочется прочитать от корки до корки?

      Удалить
  3. Насчет чтения на иностранном языке - честно говоря не знаю, я уже не помню, когда я не читала так ) Сначала конечно я много читала на французском, потому что он был главным моим иностранным, и я просто любила очень читать на нем. Сейчас у меня английский везде, и на французском я почти не читаю.
    Носик пишет о литературном переводе, да еще в историческом контексте, это другое. Я сейчас больше читаю нехудожественные книги, их легче понимать )
    Насчет советов - я подумаю, если что-то на ум придет, напишу ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, спасибо! Блин, ну вот в голове не укладывается, как можно читать книги на иностранном!
      Слова о том, нехудожественную литературу читать полегче - несколько вдохновляют, и все равно я рада, что в компьютере есть гугл-переводчик :)

      Удалить
  4. Супер! Ждем инструкцию как читать книги!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://www.mpda.ru/publ/text/540361.html

      Удалить
    2. Леня, спасибо за очень полезную ссылку. Как ты это нашел? Мне бы в ум не пришло, что есть такой профессиональный подход к чтению книг. Наверное, и результат он приносит потрясающий.
      Ты уже пользуешься этими рекомендациями?

      Илья! :) Я еще не готова давать такие инструкции. Но выписывала для себя советы А. Г. Данилина и В. В. Набокова http://orasiooliveira.blogspot.com/2013/12/blog-post_2880.html
      Может быть и тебе пригодится?

      Удалить
  5. http://www.ido.rudn.ru/philosophy/4.html я за поиск истины, за корень проблемы, все остальное эмоционирование на проблеме и не более, Оля дай мне твой язык и я с тобой буду на нём говорить. Костя единственный из всех дал мне свой язык общения, это маркетинг. Мне остаётся только его выучить. Небольшое усилие и истина у наших ног, это так просто и так сложно одновременно.

    .




    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леонид, привет!
      Не поняла смысла замечания и цели приведенной ссылки, поясни, пожалуйста.
      Истина? Да, мне тоже очень важно ее найти.
      Мой язык мне самой непонятен, и я как раз и думаю, что истина познается в общении, так же как и язык познается, уточняется и вырабатывается в общении.

      Выучить язык - небольшое усилие?
      Гм...

      Удалить
  6. Поварнин, логика это язык, 300 страниц не так уж и много. Педагогика ( воспитание детей) тоже язык, к примеру, если ты дашь мне к примеру авторов на которых ты ссылаешься в своей работе или методики по воспитанию детей которым ты доверяешь, мне останется только сесть за стол и воспользовавшись всем набором знаний (как читать книги, как вести конспект, параллельно работаю по тренировке памяти ит.д) и выучить. В итоге у нас термины в разговоре будут иметь один смысл, не надо тратить время на уточнения и т.д, ссылаясь на какой либо пример из практик воспитания или на высказывание автора не надо будет раскрывать весь пример, достаточно только сослаться , так как по умолчанию мы будем знать в чем суть примера или ссылки. А замечание и цель ссылки стала мне понятна только сейчас:) чтобы состоялось такое замечательное общение.

    ОтветитьУдалить
  7. А, понятно, спасибо, что пояснил. Да, действительно, без уточнения смысла терминов, обсуждать их и то, что их касается, бессмысленно.
    Но тут есть затруднение - как можно взять список книг и проработать его - их огромное количество.
    Наверное, имеет смысл начинать с базовых каких-то?
    Твой главный язык - Поварнин?

    Ты тренируешь память! И что за метод, каковы результаты? и что за цель?

    ОтветитьУдалить
  8. Поварнин это всего лишь инструмент который облегчает общение, и он конечно же не панацея, просто с логикой знакомо большинство людей. Я и предложил изучить базовую технику понимания , например в логике , конкретно в споре, выдвигается тезис затем довод в защиту тезиса и следом доказательства довода.
    Например в шахматах цель это король, и вся игра строится с расчетом на короля а не на красоте разыгрываемых партий. В рукопашном спарринге цель это научиться в экстремальных ситуациях контролировать себя, свои действия,а не избиение партнера . И теперь мне не надо читать все книги , главное понять суть, для чего все это делать.
    Моя цель - это комфортные условия во всем, работа, общение, семья, дети, обучение и т.д.
    И тренировка памяти на эту простую схему накладывается органично, тезис или цель - это комфорт, тренированная память - это только плюс,это довод, помнить многое это просто удобно - это доказательство.
    А методов в интернете масса, выбирай любой, способом поиска я поделился выше:) цель - решение.
    Но тут , как ты верно подметила, вырастает главный вопрос- А НА ХРЕНА ВСЕ ЭТО НАДО, какова цель.
    И вот тут то и пригодятся книги, которых огромное количество, и нужны они будут для поиска ответа на последний вопрос, а не для коллекционирования знаний, потому что они не имеют смысла без главной цели, ЗАЧЕМ. Это как играть в шахматы без короля, так время провести.

    Это, Оля, моя точка зрения исходящая из моего кругозора, мне интересна твоя точка зрения.

    ОтветитьУдалить

Что вы думаете по этому поводу?