вторник, 25 ноября 2014 г.

Фильмы по книгам Джейн Остин

Чтение книг Джейн Остин - удовольствие, которое усиливается с возрастом читателя.
Знакомство с фильмами по ее книгам и их сравнение - это отдельная радость.
К сожалению, мало режиссеров, которые хорошо прочувствовали эти книги, любой фильм грешит каким-нибудь изъяном. Пожалуй, только "Гордость и предубеждение" с Кирой Найтли приблизился к оригиналу по сути.
Да, знаю, что все любители многосерийного фильма 1995 года могут убить за такое утверждение,
и признаю, раньше мне тоже казалось, что фильм с Колином Фертом лучше, но в третий пересмотр скучно стало смотреть на нарочито (зачем-то) подчеркнутую сексапильность Ферта (и кстати, его ботоксные или силиконовые эксперименты с лицом в настоящее время тоже меня разочаровывают, отбрасывая тень в прошлое), и на однообразную игру Дженифер Или (сначала - тонкая ирония, мол, все понимаю, всех умнее, а вы дураки, ха-ха, а потом - страдания (видимо, от желудочных колик), подчеркнутые губками в бантик и бровками в эллинистечеком надрыве).

Но самые ужасные фильмы - это "Чувство и чувствительность" 2008 (отчего-то для "усредненного реципиента" расшифрованные в "Разум и чувства", тьфу) и "Доводы рассудка" 2007.
Специально посмотрела - режиссеры разные. Но видимо продюсер один.
Главные героини - две овцы на заклании, такое чувство. что у них непрерывно проворачивают шомпол в районе солнечного сплетения.
Рот у этих бледных немочей вечно приоткрыт. Это же волевые, ироничные. умные героини Джейн Остин, у них и должна быть вечно отвалена челюсть, именно так выглядит единственные трезвомыслящие люди в семье, способные обуздывать своих непрактичных, оторванных от реальности родителей и сестер.
 Характер волевой женщины прекрасно выражается в вечном вздрагивании, подергивании и хлопаньи ресничками.
Часто они показаны со спины, стоящими у моря или окна, дабы подчеркнуть смятенность их возвышенных чувств и бурю страстей одновременно. Я не смогла найти иронических стихов по поводу склонности К. Д. Фридриха изображать дев спиной к зрителю, а жаль, к фильмовым девам это высказывание тоже чудесно бы подошло.

Камера любовно приближается к лицам персонажей во время разговора, видимо, желая поместить зрителя в состояние извращенца-соглядатая, причем, лично меня передергивает от кожи с родинками крупным планом, покрасневших глаз и т.д. Камера дергается, а грим такой, что напоминает концепцию "Догмы", якобы передаем людей, как они есть. Но люди, даже обычные, не актеры, и не аристократы не выглядят так страшно!
Ну или это я такая неприхотливая?
Тут же кожа бледная, глаза красноватые, нижняя губа отвисла - живые трупы. Ну не бывает так в жизни. Особенно, если подумать, как много там герои проводят времени на свежем воздухе, если подумать, что у них не было бессонных ночей за интернетом и так далее.
В "Доводах рассудка" вообще, съемки ведутся с таким наездом камеры, что некоторые персонажи напоминают о Терри Гильяме, сборище уродцев из кунсткамеры.
Музыка в фильме под стать овечьим повадкам героинь - фортепианные аккорды и мелодические фразы, призванные подчеркнуть глубину переживаний и окончательно погрузить зрителя в мировую скорбь.
В "Чувстве и чувствительности" есть впечатляющие диалоги, которые показывают, как Элинор (к слову сказать, хорошо воспитанная и образованная аристократка) владеет собой, например, общаясь с невестой своего возлюбленного, Эдварда. В тексте Остин ясно передано, что Элинор понимает свои чувства, цели своей соперницы, и быстро овладевает внешними проявлениями своего смятения, не желая унижаться в глазах мещански злорадной как-ее-там.
В фильме же, услышав, что Эдвард помолвлен, Элинор настолько обалдела, что у нее челюсть отвисла (вы не думайте, я не помешалась на этих челюстях, они там только и делают, что отвисают, и тут уж никак), предоставив Люси (о, вспомнила имя) торжествовать и праздновать.
Или вот сцена, где Марианна узнает, что Уилоби женится. Элинор с видом замарашки-гувернантки (кто бы взял такую серую мышь в приличный дом) шипит сестре, чтобы та взяла себя в руки. И это после того, как Эмма Томпсон показала пример того, как можно воплощать мысли Д. Остин.

Одним словом, досмотреть "Доводы рассудка" просто не могу, меня подташнивает. Несмотря на то, что там играет обаятельная Стелла Гонот (Беатрис из "Дома сестер Элиот"). Вот если бы ей дали роль одной из героинь Д. Остин - какое у нее живое, умное, тонкое лицо, которое легко может быть некрасивым или изысканно прекрасным, строгим и волевым, или мягким и заботливым.
Эх!
Вот, смотрите какая красотка была Стелла Гонет