среда, 4 февраля 2015 г.

Манипулятор: как обозвать покруче

Так вот, не устану повторять. Как здорово, когда есть умные, тонко чувствующие и глубоко мыслящие собеседники, такие как Светлана Друзь и Юлия Авагян. Вот до чего мы дообсуждались.


Манипулятор.
Хищник.


http://flyant5658.deviantart.com/art/Predator-for-fun-174214553



Вот как-то не так на душе, что-то не то.


Ба! Да это же
ярлыки
То есть да, это имена. Но в данном случае - контрпродуктивные.
Вот был выпуск Серебряных нитей, когда рассматривали, что происходит, когда человека называют дураком.


Вот произнести если  - МАНИПУЛЯТОР.
Мани  пулятор. Манями пуляется.


Что-то жуткое же, вампир какой-то, и ни капельки не Патиссон.
Чудовище, молох, готовый пожрать твоего внутреннего младенца. 



Бац. Сказали - манипулятор, и схлопнули человека до расстройства личности.
И все. А может быть он тонкий художник. Или талантлив в бизнесе. И при этом розы чудесно разводит. Или любит борщ пельмешками заедать и вятским квасом запить.
И все это разнообразие, все это богатство натуры, мы, задетые за живое, перечеркиваем, приклеиваем полицейскую ленту "Осторожно, манипулятор" и пятимся, пораженные, с осиновым колом наперевес, обдумывая, как побольнее пнуть в ответ.


Тут вспоминается "Тринадцатый воин".
Жители селения боятся огненного червя, они страшатся тумана и неведомого врага. И тут араб Ибн (герой Бандераса), случайно обнаруживает, что огненный червь состоит из людей.
И волна страха сразу спадает. Человек? Люди? Опытным викингам уже ясно, как драться, куда бить.


То же и с называнием людей хоть кем, в частности, манипуляторами.
Назвали манипулятор и демонизировали человека.
Полностью отождествили реального живого человека (у которого, к слову, полно слабостей) с архетипическим Хищником из собственного подсознательного. И сами себя пугаем, как та Мурочка.
И как нам бороться с собственным Хищником, когда он вовне? Мы же не Гэндальф какой, и даже не Шварцнегер в расцвете лет.
А? Э!


Что если мы поступим по-другому? Мы увидим не человека-сволочь, а поведение, поступок = манипуляцию?
Это нас освободит.
Порицать не грешника, но грех.
Видеть за деревьями - лес, а за поступками - человека. Что в человеке любить, а какие-то поступки не понимать, какими-то его делами восхищаться, а какие-то не замечать. Мы сразу получаем целую палитру красок восприятия.
И вот уже мы отторгаем не человека всего, но работаем с его поступками в отношении нас.
И ситуация сама меняется - мы не в отношениях с манипулятором, а мы в отношениях с человеком, который часто использует манипуляции. Ключевое слово - человеком :)


Есть и еще момент.
К примеру, осознал человек, что он манипулятор. И что ему делать? Не быть манипулятором? А кем тогда быть?
 Это ставит сложную задачу поиска собственной идентификации. А это поиск на всю жизнь.И вполне понятно, что наш призыв не быть манипулятором - не будет услышан.


Или вот - бросили мы в лицо, мол, манипулятор, вы любезнейший. И так не раз, не два.
В конце концов, человек может сказать, ах так, да и буду же я манипулятором на всю жизнь, раз ты сам меня так назвал. Это крутая манипуляция, но зачем же давать этот повод? :)


Короче.
Когда мы обозначаем человека манипулятором:

  • мы навешиваем ярлык;
  • не видим человеческого в человеке;
  • демонизируем живого человека;
  • провоцируем его закрепление в роли манипулятора;
  • создаем предпосылки для загона себя в роль жертвы;
  • разрешаем себе не анализировать, где же именно наши стыдные кнопки для манипуляций;
  • ограничиваем свои возможности для работы с внутренним Хищником (и я не имею в виду бычьих цепней).

Поэтому, в итоге обсуждения мы решили, что грамотнее и продуктивнее, обсуждая тяжелые отношения, говорить не о манипуляторе, а о манипуляциях.
Наше внутренний страж уже клеит ленты с надписью "Опасность схода лавин-манипуляций".
И это уже первый шаг к выходу из манипулятивных отношений, шаг к анализу, к включению неокортекса, шаг к эмпатии.

А если возникает нужда обозначить человека, который часто использует манипуляции?
Тут сложнее.
Но вот слово "манипулятор" мы решили не употреблять.