пятница, 20 февраля 2015 г.

Почему домашнее образование: мои ответы

Подруга задала вопрос: 
хочу спросить, какие основные причины и мотивы у вас выбирать ДО для своих деток?
У меня есть сильный интерес к этому, но я не могу пока даже мужу объяснить причины, т.к. видимо сама не понимаю до конца 


Иллюстрация к сказке "Золотой гусь". Ученица четвертого класса.


Как выяснилось, у нас с мужем тоже нет согласия по всем пунктам :)Кроме того, все же окончательно мы решились на ДО случайно, истолковав удобным для себя образом жизненные обстоятельства. Так что ниже - мои личные аргументы, и я очень благодарна мужу за то, что несмотря на разницу во взглядах, он поддерживает пока что идею домашнего образования.

Личный опыт:

Для меня школа была крайне болезненным опытом. Оглядываясь назад, я вижу, что ничего суперстрашного не было, например, со стороны
сверстников. Но я была ребенком с высокой чувствительностью и очень ненадежными взрослыми.
И школа это все усугубляла.
Общение с друзьями, у которых дети в школе, показывает, что учителя мало поменяли свои подходы к детям. (И такое впечатление, что если и поменяли, то в худшую сторону, увы).
Зачем же я буду подвергать своих детей такому испытанию, если есть возможность расти дома?
Вот, я  - неопытный садовод, но даже я не буду ставить рассаду на улицу, когда угроза заморозков не миновала. А дети гораздо сложнее петуний.

Результаты преждевременного общения в коллективе

У нас была возможность увидеть, как старшая дочь осознает образ себя в среде ровесников, и как она это делает дома.
Если у нее что-то не получалось, что у другого ученика получалось лучше - она не старалась поработать над этим. Она просто описывала себя как "не математика", "не флейтистку", и специализировалась в том, что ей дается легко, и то же самое делали другие дети.
Так в классе появились "читатель", "математик", "странный мальчик".
И это при том, что ровесников в классе было всего три.
Замечу, что мы всегда принимали ребенка просто, потому что она есть, просто по факту.
Мне было без разницы, как она занимается в сравнении с другими детьми, напротив, я делала акцент на том, что она умела, и то, что получается сейчас, на том, что если постараться, то начнет получаться.

Да, можно сказать, что учитель не демонстрировала уверенную альфа-позицию в классе, не ориентировала детей на себя или не вел за собой.
Что, мол, если будет человек надежный - то можно и в школе учиться. Может быть.


Физиология

Познакомившись с тем, как созревает нервная система, делаю вывод, что детям лет этак до 12 (а лучше до четырнадцати) в учреждениях, подобным школам, делать нечего.
Можно посмотреть популярное изложение исследований тут и тут (с интерактивной карте развития мозга. Обратите внимание на отметки 13, 15 и 17 лет. Даже в тринадцать лет у детей еще нет зрелых структур мозга, которые позволили бы планировать долговременные последствия своих действий. В пятнадцать - идет активное уничтожение неиспользуемых нейронов. К примерно к 17 годам одновременно созревают участки, дающие материальную базу для навыков общения и участки, ответственные за планирование и формирование суждений).
Послушав лекции по вальдорфской педагогике, где опытные учителя рассказывали, о том, что в 14-16 лет мозг у ребенка как губка по отношению к абстрактным знаниям, я поняла, что правильно вывожу выводы.

Подытожим - в чем мы видим достоинства образования дома?
Нам важно дать вызреть ребенку хотя бы класса до шестого, подождать, пока он нарастит эмоциональную "мышечную" массу, почувствует свое Я и его самоценность, чтобы затем иметь возможность не растворяться в общении со сверстниками, и не страдать по пустякам, просто потому, что он еще без кожи.


Знания

В нашем мире образование очень важно (Ну, хорошо, в моем мире, в моей картине мира :). Чем бы человек не занимался,  широкий кругозор, знание ключевых культурных моментов, знакомство с разными областями науки, владение различными практическими навыками - знания пригодятся.
Это раскрывает больше жизненных радостей,  больше возможностей для развития своих профессиональных качеств, дает большую  свободу выбора жизненного пути и большее доверие своим способностям.

На мой взгляд - качественное образование - это залог жизнестойкости, и даже зрелости.
Поясняю, что под качественным образованием я лично понимаю гармоничное развитие всех сторон личности, всех видов интеллекта. И я думаю, что качественно образование можно получить, только если образовательный процесс выстроен в соответствии с процессами созревания человека, если знания усваиваются через образы, всеми чувствами, и если процесс образования - это проживание знаний об интересных, необычных, важных, не сразу понятных, тайнах мироздания и самого себя.

Так, и при чем тут Знания и Домашнее образование? Над школьной же программой работают специальные методисты, преподаватели прошли специальную подготовку, что может дать клуша-домохозяйка?
Ну, я помню, как я училась в школе, я знаю, как учатся дети даже в дорогих школах, даже в гимназиях.
А еще очень люблю книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Родителям: Как быть ребенком", где описано значение зачастую ОДНОГО взрослого, такого, который с уважением и доверием относиться к природе ребенка, и при этом сам очень увлечен своим делом, следует своему призванию, и которому интересен ребенок как человек.
И? 

Лично мне непонятно  - при чем тут школа? Даже если подумать об очень дорогой школе, которую мы не можем себе позволить.


Экономия сил

Да, можно найти достойную школу, можно поставить цель и вложиться в хорошую школу, можно компенсировать ребенку поступки и слова неадекватного учителя и сверстников. 
А можно по-другому. Главное - видеть цель.

Учитель

Я знаю, что учителя бывают очень разные. И пару своих я вспоминаю скорее с теплым чувством. И все же, на мой придирчивый вкус, в школьной системе мало людей, которые могли бы быть для детей достойным образцом для подражания.

К слову - мне очень нравится мысль, что преподаватель наших детей - человек с красным дипломом по искусствоведению, человек с образованием  экономиста-менеджера торговли, с интересным жизненным опытом и широким кругозором, с опытом работы на нескольких предприятиях, человек, который умеет находить друзей и поддерживать отношения, человек, который не раз делал ошибки, и умеет на них учиться, человек с прекрасными преподавательскими задатками и желанием понять именно этих детей.
Думаю, многим бы хотели, чтобы детям в школах преподавали люди, повидавшие жизнь, люди, которые чувствуют себя в жизни уверенно, хорошо образованные люди.
И мало кто может порадоваться, что учитель в классе их ребенка именно такой, не так ли?
Так что, да, будь у меня возможность отдать детей в класс Вольфганга Ауэра - не ломала бы голову, а так - закатываем рукава и готовимся к урокам.

Вот, может быть эти размышления помогут тебе найти свое направление?
И - какие у кого причины задумываться о домашнем образовании своих детей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете по этому поводу?