среда, 22 апреля 2015 г.

Разрешите представиться

Возникла необходимость представиться в качестве педагога.
Что и делаю.

мой портрет работы Виктории Голубевой



ВОСПИТАНИЕ И ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Тут я отмечу те  черты, которые на мой взгляд помогают мне в педагогической практике.

1.Педагогическое призвание и семейная история
Прадедушка - директор школы, учитель математики.
Прабабушка - учитель русского языка.
Тетушка - учитель начальных классов.
Ее дочь, моя старшая кузина - учитель математики и классный руководитель.
Такие семейные традиции в любом случае влияют на привычки и пристрастия семьи.
Кроме того, у меня самой в детстве одним из любимых занятий было нянчится с детьми, а потом играть в школу, где конечно же я представляла себя учителем.
Все тесты на профориентацию показывали, что мое призвание - учительство.
Проблема была в том, что когда я стала девушкой, то поняла, что я так люблю детей, что не хочу их рожать, чтобы они не страдали в этой непростой жизни. 

А также, чтобы не страдала я, потому что видела, кем становились мои недавние подруги, родив детей:

теми родителями, которыми они не хотели для себя. Они начинали повторять со своими детьми все то, что делали их родители, но теперь говорили, что понимают, почему так было, и что другого пути нет. Мне такой путь не подходил.

2. Аналитический склад ума

Значительная часть нашей семьи были инженерами или юристами, или бухгалтерами.
Моя сестра-педагог помогала в детстве мне решать домашние работу и при этом активно 
учила пользоваться схемами, читать по диагонали, выбирая из текста самое важное, показывала, как  вырабатывать алгоритмы решения задач и пользоваться ими. А она в свою очередь научилась этому у нашего дедушки, человека без высшего образования, но с прекрасной логикой.
При этом, я тоже всегда была склонна к анализу, мне всегда было важно, что и почему происходит, всегда важно найти было корни задачи и сделать выводы. И не только из математических или физических задач, но и психологических. 

Мне всегда было интересно понять, почему люди поступают определенным образом, как это можно улучшить.

В частности, если я в детстве чувствовала, что со мной поступеют несправедливо, то  ставила зарубки на память - вот так я не буду поступать со своими детьми. То есть делала четкие выводы из ситуаций.
У аналитичности была возможность развернуться в Торговом институте, где я осваивала экономический анализ, и где у нас была отличная преподаватель статистики.
А расцвет наступил, когда училась на искусствоведа. Самые лучшие уроки логики, анализа и синтеза получены у Марии Владимировны Тарасовой.


Подвергать все сомнению, из любого абзаца делать умозаключение, ставить четкие цели и разбивать их на задачи - все эти полезные навыки натренировались во время научной работы под ее руководством.


3. Высокая чувствительность

Способность чувствовать нюансы, видеть и замечать оттенки чувств, интонаций, и как следствие - высокое внимание к голосу интуиции, способности прислушиваться себе. И мое детство способствовало тому, что эти способности превратились в умения.

4. Идеализация детства
 Вроде бы это чисто моя черта в нашей семье. Я обожала читать Брэдбери, Набокова, то есть как я сейчас понимаю, именно тех авторов, которые с особым вниманием относились к детству, и в книгах которых лучше всего видно, что детство - это колодец счастья на всю жизнь, если его правильно построить. 



5. Книголюбие

Дом без книг? Сложно представить. Альбомы по искусству, биографии великих людей, детективы, приключения, фантастика, прозаики двадцатого века. С каждой стипендии я покупала себе книгу. 
Помню запах книжного шкафа в дедулином доме, тома за стеклянными дверцами. Книги и яблоки. (Наверное, у каждого читателя есть свои любимые книжные запахи?)


  • Не получается писать диплом - ищем и находим в книгах.
  • Не получается кормить грудью  - проще найти и прочитать, чем найти консультанта (десять лет назад дело было).
  • волосы плохо выглядят - найди книгу, и да здравствуют кудри!
  • Достало, что дети ноют - откупори шампанского бутылку иль перечти Эду ле Шан :)

Ну и так далее. Про книги могу долго.


ОБРАЗОВАНИЕ

Все началось еще в школе  - учебно-производственный комбинат - специальность "Педагогика". Мальчики обычно шли на автодело, девочки - на швейное дело, а я пошла на учительское. Сейчас думаю, что лучше бы на автомобили, но тем не менее это были мои первые официальные шаги в получении педагогического образования.

Второе высшее: Сибирский федеральный университет - специальность "Искусствоведение".
В рамках обучения - ряд курсов по психологии и педагогике. Одна из задач искусствоведения - помощь зрителю и произведению понять друг друга, и без педагогики тут никуда.
Особым бонусом наших педагогических курсов в универе была Мария Моисеевна Миркес - умнейший человек, математик и патологический практик. В частности, она выступала за то, чтобы все преподаватели ВУЗов непременно были и практиками, то есть учили тому, что сами умеют хорошо делать. 
И ей вполне было позволительно делать такие предложения, ведь сама она - один из организаторов летнего научного лагеря "Нооген" для детей.
На ее занятиях мы получали самые неожиданные задания, выходили с безумными идеями к настоящим студентами или ученикам, а потом держали отчет перед Миркес. И конечно же, штудировали Эльконина и Выготского.
Таким образом - диплома о педагогической специальности нет, но курсы соответствующие прошла и выжала из них все, что можно, как человек с жизненным опытом и настоящим ребенком на руках.
Ну а красным диплом по искусствоведению горжусь как одним из своих достижений.
(Шепотом: считаю, что такой курс искусствоведения, какой был у нас, хорошо бы пройти каждому человеку, который чувствует, что родительство  - это его призвание.  И даже - любому человеку, который хочет научиться держать высокие стандарты в любой сфере деятельности).
Недавно я задумалась о получении специального вальдорфского образования. Первые два курса я взяла прошлым летом у Вольфганга Ауэра и Лизы Лавинской в рамках ежегодного Центральноазиатского педагогического семинара.
И не могу не упомянуть свой опыт работы консультантом по грудному вскармливанию. Общение с женщинами по поводу материнства - это работа на лезвии бритвы. Недавно мы с коллегами из "Молочных берегов" прошли курсы повышения квалификации "Новый уровень", где было несколько важных, глубоких лекций по психологической поддержке себя и кормящих женщин. Эти знания конечно же бесценны для работы любого педагога.

ОПЫТ

Опыт - сын ошибок трудных. Хм.
Я воспитатель и педагог двух детей, своих родных.
Старшая дочь походила в детские сады - государственный, приличный и вальдорфский. И немного в очную вальдорфскую школу.

Сначала я решала проблемы с грудным вскармливанием, затем - с нытьем и нежеланием следовать за мамой, училась делать так, что дочь не плакала, когда мы уходили из площадки, боролась  с бесящей меня  детской скукой, дружбой и враждой в детском саду, помогала дочке пережить ревность к подруге и к младшей сестре.
Я рассказывала сказки и моральные истории, ругалась, орала матом, уговаривала и готова была прибить ее, а потом себя, активно слушала, говорила я-сообщениями, делая в каждом по миллиону ошибок, хвалила так, что у ребенка руки опускались, и ругала так, что у всех улучшалось настроение. В итоге, мне нравится результат того, как я работаю педагогом, мне бы хотелось, чтобы у меня была такая мама, как я.

Долго думала, что настоящий педагог, это тот, кто может взглядом успокоить класс детей из тридцати. А работа матери, как педагога - это очень сомнительно и о чем вообще говорить.

Не помню, как произошел переворот в понимании. Наверное, накопилась критическая масса жизненного опыта и изученных материалов.
1. Важность периода детства в жизни человека. Мать - как один из определяющих факторов. С точки зрения образов - книга-хрестоматия  Ю. Б. Гиппенрейтер "Взрослым: Как быть ребенком?"
2. Вальдорфская педагогика и концепция привязанности Г. Ньюфелда в изложении О. Писарик, благодаря которым углубились представления о роли взрослого в жизни ребенка. А также прочувствовала, насколько уникален каждый год в жизни ребенка с точки зрения воспитания.
 3. И еще замечания нескольких профессиональных педагогов насчет того, что с классом проще, чем с одним-двумя детьми, тем более своими детьми.
Вдруг  поняла, что преподавая своим детям, я одновременно делаю очень важную и непростую работу. 
В современном обществе почти нет представления, как делать эту "мамину работу". Оно рождается здесь и сейчас. И получается, что мой опыт, практика нашей семьи - вклад в новую образовательную парадигму.


  • Как совмещать свою жизнь и образование детей, как быть учителем своим детям?
  • Как не впасть в гиперопеку?
  • Как не подменить свою жизнь жизнью детей и наоборот?
  • Как найти баланс между родительством и другими сторонами своей жизни?

Я постоянно захожу в педагогические и смысложизненные тупики, постоянно иду за помощью к своим друзьям - живым и книгам :), ищу и применяю то, что мне отзывается, отбрасываю то, что выглядело заманчиво, но не дает эффекта, с каждым разом глубже понимая принципы родительской работы.

Иногда все кажется зряшным, но оглядываясь назад вижу, что я выхожу из этих тупиков - почти всегда. Часто для того, чтобы зайти в новые :)



 Это бесконечный творческий процесс, настоящая ведьмина кухня, и хотя иногда смертельно устаю, да так, что  хочу все бросить и стать "одинокой белой женщиной", каждый раз возвращаюсь на землю, потому что чувствую свое призвание и удовольствие от решения сложных задач. 

А сложнее и важнее их - есть ли что-либо в жизни?



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете по этому поводу?