вторник, 16 июня 2015 г.

Книжный вторник: Эрика Урбшайт. Преподавание рукоделия


У вас было такое, что вы помогаете ребенку с уроками - и чувствуете, что превращаетесь в жандарма, невротика, надсмотрщика одновременно? В общем делаете все то, что обещали себе не делать со своими детьми, когда сами были ребенком?
В субботу 13 июня прошел очередной семинар "Живого образования" посвященный планированию уроков.
Один из запросов на семинаре - как не превратиться в "училку" для своего ребенка, как учить так, чтобы отношения с детьми развивались и укреплялись? И как при этом выстроить ритм домашнего обучения так, чтобы маме хватило времени на свои дела?
Тут опять оказалось полезным вспомнить про цель обучения детей (то, что мы делали на первом семинаре цикла "Живое образование").


Мы подумали, что хорошо бы
держать в голове цель, то, ради чего мы занимаемся образованием. Нам важно дать ребенку определенный "багаж" знаний, рюкзачок загрузить, или что?

Для ответа на этот вопрос очень пригодились наши впечатления от бишкекского семинара.
Нана Гёбель на Центральноазиатском вальдорфском семинаре в Бишкеке подчеркнула, что важно не столько то, что выучит человек из предмета (физики или химии), сколько то, что человеческого воспитывает изучение предмета  в человеке.
Если посмотреть с этой стороны - то наша цель не просто дать ребенку минимум знаний культурного человека на будущее (или удачно сдать аттестацию, или накопить багаж знаний для получения определенной профессии), наша цель - это помочь вырасти чему-то человеческому из общения взрослого ребенка в контексте определенного предмета.

При чем тут книжный вторник?

При том, что мы стали рассуждать на семинаре и поняли, что у каждого возраста человека своя восприимчивость к обучению определенным человеческим качествам. И еще мы поняли, что мало знаем, что и когда лучше всего будет усвоено ребенком. И что нам хорошо бы найти карту возрастных потребностей детей. К счастью, такие карты есть.



Вальдорфская педагогика, опираясь на рекомендации своего основателя Р. Штайнера, разработала примерный учебный план, своего рода меню питания для души ребенка. Почти сто лет вальдорфские учителя наблюдают за детьми и уточняют эти рекомендации.
То есть у нас, родителей, есть отличное подспорье к выстраиванию наших домашних учебных планов - вальдорфские методические материалы. Любое пособие по предмету в вальдорфской педагогике начинается с краткого обзора особенностей каждого возраста ребенка.
На этом месте, я достала с полки книжку Эрики Урбшайт "Преподавание рукоделия" и привела примеры оттуда.

А после семинара Виктория предложила именно эту книгу взять для нашего книжного вторника.

1. Эта книга замечательное пособие для любого преподавателя труда или рукоделия, или родителя, который хочет научить своих детей работать руками (курс рассчитан на детей с семи лет). Здесь на восемь лет расписаны разные занятия с детьми - бери и делай.


2. Каждый год открывается кратким обзором того, что главного происходит во внутреннем мире ребенка. И у читателя есть возможность подумать, почему хорошо бы человеку в девять лет связать себе шапку, а в десять - рукавички. Можно не согласиться с предложенной учебной схемой - но ведь клево же попытаться соотнести воспитательную ситуацию с рукоделием?

3. Мне особенно нравится, как дается рукоделие: подход к преподаванию через живые образы.
Например, когда дети валяют фетровую книжечку-игольницу, можно рассказать им историю о девушке, которая помогала бедным людям, шила их детям одежду. Ее родители ругали ее за это, они мечтали, чтобы она удачно вышла замуж, и требовали готовить приданное, но она стояла на своем. тогда родители забрали у нее все иглы.
Но тут появилась фея-крестная (или ангел? не помню уже) и подарила девушке книжечку с иголками, которые у нее никто не мог забрать.
После такой истории валяние игольницы становится для детей прикосновением к сказке, наполняется смыслом и жизнью. Выходит за рамки абстрактной "технологии".
А когда книжечка сваляна, то автор предлагает подарить детям иголочки с золотыми ушками.
По-моему замечательная идея.

Лично меня очень воодушевила глава про шитье на швейной машинке. Начинается все с истории изобретения швейной машинки. После этого смотришь на свою машинку и видишь в ней не просто агрегат для упрощения жизни, бесчеловечный механос, а человеческую мысль, стремление помочь, историю и жизнь создателя.

4. Все принципы преподавания рукоделия прекрасно можно применить в преподавании любого предмета  - ключ у нас в руках


Все экземпляры книги уже раскуплены - но на сайте издательства я нашла, что 3 июня книгу отправили в переиздание. Так что следите за обновлениями.

Вот страница книги на сайте издательства "Наири" http://www.nairi.org.ua/books/prepodavanie-rukodelia/