четверг, 4 июня 2015 г.

Семинар в Бишкеке по вальдорфской педагогике

Привет!
Спасибо всем, кто хочет знать про этот семинар, всем, кто попросил поделиться. Это очень обязывает и дисциплинирует. Потому что хочется придти в гостиницу, сесть в ее райском саду и заняться поеданием клубники. 
Но эти заметки будут полезны и мне, поэтому и благодарю вас еще раз!



Про эвритмию.
Ведет Эльке Ауэр. Когда я состарюсь, я хочу быть как она - хрупкой пожилой дамой, с двумя седыми косами, бейсболке, джинсах и спортивной кофте с капюшоном.
Она мало объясняет, зато ее мимика
и жестикуляция настолько выразительны, что вполне понятно, что именно она хочет от своих учеников.
Это и понятно, она также ведет предмет "Театральные импровизации".
Благодаря сдержанности ее комментариев акцент смещается на невербальную коммуникацию. Интересно, я читала как-то, что человек усваивает из слов только двадцать процентов, того, что слышит. Остальное понимание сообщения распределяется как раз не невербальные сигналы - интонацию голоса, жестикуляцию и мимику.
На эвритмии у Эльке внимание к соученикам пробуждается. Важно смотреть на всех, замечать, кто и когда начинает, как двигается общий круг. Важно без слов и указок понять, как сделать нечто целое - к примеру, круг, и как улучшить результат.
Это сложно - многие участники - это учителя, привыкшие говорить, объяснять и молчаливое понимание включается не сразу. Но постепенно мы начинаем больше двигаться, лучше..
О! А что лучше? Вот если мы разговаривали бы, то я бы сказала: "лучше слышать друг друга", но мы ведь молчим и общаемся через движение, через участие в общем "танце".
Мы лучше танцуем друга?
Мы двигаемся в общем ритме?
В любом случае - мы лучше понимаем друг друга без слов.

Рисование всевозможных восьмерок и лемнискат. Эльке обронила, что такие упражнения хороши для кровообращения.
Видимо, это связано с лечебными возможностями эвритмии.
Получаются интересные комбинации - метафоры человеческих отношений.

Задание создать пантомиму "Времена года".
Мы ищем жесты, чтобы выразить разные состояния природы и человека. Кто-то идет от природы - деревья, листопад, растения, кто-то - через ощущения человека - хоровод вокруг елочки зимой, радость движения летом.
Некоторые группы создали очень выразительные танцы, практически. Я ощутила родство с теми художниками, поэтами и музыкантами, которые создавали циклы про времена года.

Например, стихи Саши Черного (спасибо, А. Г. Данилину за передачу, благодаря который я открыла для себя творчество этого поэта):

Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепешек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.

Весною всего веселей
Кричать средь зеленых полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.

А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей,
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну.
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки...

Но осень еще веселей!
То сливы сбиваешь с ветвей,
То рвешь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох...
Стучит молотилка вдали —
И рожь на возах до земли...
1920,