понедельник, 25 мая 2015 г.

Франсуаза Дольто. На стороне ребенка.

Давно я не гуляла по городу с маленьким ребенком, а тут несколько дней ходим по делам  с дочкой (почти пять лет), и стало очень заметно, что у нас не просто плохо продуманная городская среда, но вот именно детям вся структура городской среды невербально сообщает, что они здесь неуместны.
При этом вспомнилась точка зрения, что если уж женщины приняли решение и родили детей, то они не имеют никакого права ныть и стенать, и уж тем более требовать к себе особого отношения, потрясая своими "спиногрызами". Слышали, наверное?
И вот идем мы с дитем среди шума, пыли, выхлопных газов, отсутствия скамеек,замурованных в асфальт деревьев, и в очередной раз я понимаю, что подобные рассуждения "сама родила, не ной теперь" - они нелогичны.
Ребенок - тоже человек.
Человек с особыми возможностями, во многом ограниченными, а во многом просто другие.

Или мы уважаем человека, или нет. Если уважаем - то учитываем, что есть люди с ограниченными возможностями, думаем, как сделать, чтобы город стал безопасным и удобным для них, или мы не уважаем никого. В том числе и себя.

Как замечательно, спокойно и расслаблено чувствовали бы мы себя в городе, дружелюбном к ребенку, то есть к человеку с особыми потребностями. Вот если бы город был на стороне ребенка, - помечталось мне. И тема очередного вторника родилась сама:



АВТОР ФРАНСУАЗА ДОЛЬТО (какое красивое имя!)


Пишу это эссе, перелистываю Дольто и чувствую радость узнавания, ведь я во многом сделана из этой книги. А я уже и забыла насколько.


1. АВТОР 
Личная история Дольто пронизывает всю книгу, опыт ее детства, ее родительства, ее работы, инкрустирован в ткань повествования. 
Эта женщина не может не вдохновлять: масштабом, мудростью, интуицией и подлинной научностью своего мышления. 
Она родилась в буржуазной семье и после войны увидела трагедию женщин, которые были ориентированы только на семейный мир. Семейный мир был разрушен, многие мужчины погибли на фронте, а детей нужно кормить. Максимум, что умели овдовевшие матери буржуазных семейств - шить.

Наблюдательная Франсуаза еще в детстве решила, что обязательно получит профессию, чтобы не оказаться зависимой только от дохода мужа.

Это решение было счастливым для человечества, потому что в результате мир в лице Ф. Дольто получил великолепного, тонко чувствующего врача, психоаналитика, настоящего адвоката детства.

2. СТРУКТУРА
Книга имеет очень интересную структуру,  Это коллективный труд: Ф. Дольто предлагались темы для рассуждения, а она свободно отвечала.
В принципе - книгу можно читать с любого места, у нее удобное оглавление, каждое заглавие подобно лозунгу, настолько требовательно оно привлекает к себе внимание.


Но интересно читать именно с начала, с обзора того, как воспринимался ребенок в истории - автор цитирует мемуары, обращается к произведениям живописи, и мы вместе с ней узнаем, что вряд ли ребенок был уважаем хоть когда-нибудь в истории. 

Игрушка? Да. Ценность (как рабочая сила или выгодный объект торговли)? Пожалуй. Объект наслаждения? Тоже верно. 

И в целом автор описывает, что и в середине двадцатого века ребенок все так же не уважаем, мир детства мало ценится. А неуважение к детству вырастает в проблемный мир взрослых невротиков.
Если познакомитесь с этой книгой, то увидите, что у нас все на том же уровне, а то и хуже, чем в Европе середины XX века.
Когда читаешь этот жаркий, эмоциональный экскурс в историю, то вся душа кипит, хочется немедленно вскочить и что-то сделать полезное. Хотя бы для своих детей.
Если вы читали книгу М. Осориной "Секретный мир детства в пространстве мира взрослых", то вам легко это представить.

3.ЧЕСТНОСТЬ
Главный урок этой книги для меня - честность.
Франсуаза Дольто - помимо того, что врач, еще и психоаналитик. 
Она очень много и понятно пишет о том, что человек - это языковое существо. Конечно же, если вы цените слово, любите читать, любите театр, кино, поэзию, журналистику, то вы не сможете не согласиться с этим. Что и как мы говорим детям - очень важно.
Дольто приводит множество примеров того, как верно подобрав слова и объяснив ребенку ситуацию, она помогала преодолеть невроз.
Но в основе правильных слов лежит честность.
Вы все знаете, что дети как радары, они легко чувствуют, когда что-то не так, даже если мы им ничего не говорим, а делаем вид, что все в порядке.
Конечно, в этом нет ничего сверхъестественного: помимо слов есть интонация, есть жесты, есть запах тела, микромимика лица. 

Дети полностью от нас зависят, мы для них боги и цари, поэтому они ловят каждый оттенок смысла.
И всегда знают, когда мы врем.

Наша ложь - это источник сильнейшей тревоги и фрустрации для детей.
Книга Ф. Дольто подтвердила то, что я знала с детства - детям важно говорить правду:
  • кто их настоящие родители; 
  • что вам пора на работу и вы уходите, а они останутся с няней; 
  • что дедушка умер, а не уехал в отпуск навсегда и так далее, вы сами знаете миллион примеров.

Эта книга подтвердила мое детское ощущение, что важно быть честными и прямыми с детьми, то есть брать на себя ответственность.

4. ТЩЕТНОСТЬ
Сейчас, когда я знакома с теорией привязанности по Г. Ньюфелду, то понимаю, что именно у Ф. Дальто десять лет назад взяла понимание того, как важно позволить пережить ребенку опыт тщетности.

Пример из книги:
К Ф. Дольто привели детей, у которых резко снизилась успеваемость в школе.
Мать этих детей тяжело заболела, но родные заботились о детях, и скрывали от них факт болезни.
"Жестокая" врач сообщила, что психологическое лечение состоит в том, чтобы говорить детям правду. Она объяснила, что детям страшно не то, что мать больна, а что они не видят материнской силы.
И подсказала, как раскрыть образ матери в болезни так, чтобы дети в итоге стали сильнее.
Детям страшна не физическая слабость матери, а ослабление ее любви к ним.
Поэтому нужно всячески показать детям, что хотя жизнь матери в опасности, но ее любовь к ним - нет. Важно показать, что мама хочет, чтобы у ребенка были силы для борьбы, и сама дает пример такой борьбы.
Пока окружающие молчат о болезни, ребенок видит мать, которая ушла с "поста" матери, он чувствует себя покинутым, преданным и, как это часто бывает, виноватым в этом. 
Если же показать ребенку, что мать борется (если бы не боролась, то уже умерла бы), то это вернет веру в мать, в ее силу, даст чувство защищенности и пример жизнестойкости.


5.ЛЮБОВЬ ИЛИ ВЛАДЕНИЕ
Источник изображения
Естественно,  можно легко себе представить жестокого черствого рыцаря Като, который рубит правду-матку и наслаждается зрелищем детских слез.


Но это конечно же не так, у такого гуманиста, как Дольто, нет места жестокости.
Любовь - вот что правит ее отношением к детям.
Лично для меня было и есть ценным в этой книге, то что речь не о нежности, которая охватывает нас при виде нашего хорошенького ребенка, речь не о теплом чувстве гордости, когда наши дети начинают говорить раньше, чем их сверстники.
Речь о любви как работе, как внимании к конкретному человеку, уважению к нему, наблюдению за ним. 
  • Когда мы учим ребенка читать в три года - мы думаем о нем, его потребностях? Или о своих?
  • Когда мы выбираем игрушки, что мы знаем о потребностей детей?
  • Когда мы устраиваем шумный праздник с аниматорами для пятилетки, мы внимательны к нему или к себе?
  • Мы реализуем через детей свои амбиции, проживаем свое непрожитое детство или мы позволяем реализоваться ребенку, прожить ему его жизнь?

Любовь к ребенку, как ежеминутный труд уважительного внимания, как понимание ответственности перед ним, вот про какую любовь пишет Дольто, и напряжение этого чувства звенит в каждой строчке.
В книге множество примеров из практики Дольто, которые показывают, как ведет себя любящий человек, по-настоящему ответственный родитель.
Вся ее книга направлена на то, чтобы помочь родителям осознать свою ответственность перед ребенком, и чтобы помочь родителям вселять в ребенку чувство доверия к собственным силам и готовность идти своим собственным путем.
Поэтому, мимо этой книги никак не пройти, как мимо книг Я. Корчака.