четверг, 14 мая 2015 г.

Рукоделие с детьми: зачем? Девять причин за.

Как это часто бывает, начав писать один пост, поняла, что в нем, как в матрешке сидит второй.
Вынесла его в отдельный домик.



Очень понятное желание создать что-то нужное и полезное с детьми. Лично мне представляется идиллическая картинка, что мы сидим вместе за столом, размеренно идет время за неспешной беседой или песенкой, а под вашими руками возникают...
А что?
Что красивое, полезное и доступное детям можно изготовить?
Тут уместно спросить - полезное для чего?

Развернем вопрос в несколько иную плоскость, чем вообще полезно рукоделие  с детьми? Что нас так притягивает к этому процессу? Игрушек в магазинах сейчас полно на любой вкус, одежду дешевле не делать, а покупать, и кулинарии нас кормят неплохо. Возможно, что мы интуитивно стремимся дать своим детям
здоровое воспитание, образовывать их и себя для жизни,  стремимся создать особое пространство-время для напитывания детей своей любовью и заботой, для создания особого произведения - духа своей семьи?

Так как я всем нутром понимаю, как важно заниматься рукоделием с детьми, и в то же время, чувствую себя очень неуверенно на этом поприще, то решила поразмышлять об этом с точки зрения целей образования: создание предпосылок для самоактуализации человека через формирование у ребенка здоровой я-концепции, базового доверия к миру и поддержание хорошей привязанности.

9 ПРИЧИН ЗАНЯТЬСЯ РУКОДЕЛИЕМ С ДЕТЬМИ

1. МЫ-СЕМЬЯ, МЫ - ВМЕСТЕ {укрепление привязанности - главного условия успешного образования)
Полезно само совместное творчество. Вы вместе делаете общее дело, вы общаетесь, ваши отношения укрепляются и углубляются.

2. РОДИТЕЛЬ ВСЕМОГУЩИЙ {укрепление вашей альфа-позиции}
 Дети видят, что вы умело обращаетесь с этим сложным и непонятным миром. Так, те мамы и папы, которые считают, что руки у них растут не оттуда - отставить нытье, даже если вы еле понимаете, как пришить пуговицу, все равно ваши координация, понимание лучше чем у самого умного ребенка (и не спрашивайте, откуда я это знаю, сама это пережила :) )
Дети видят, как вы планируете время, как вы организуете место, как вы умеете "добывать" нужные для рукоделия предметы. Вряд ли они смогут это проговорить  и понять словами, но в их глазах вы хозяйка Медной горы, Гендальф и Гудвин одновременно.
Вспоминаю сейчас моменты детства, когда моя мама кроила новогодние костюмы, вязала себе платье, как папа строил стеллажи на балконе, и понимаю, что это были моменты счастья и волшебства, наполненности.

3. РОДИТЕЛЬ -КАПИТАН {укрепление вашей альфа-позиции еще раз :)}
Волей-неволей вы ведете в этом процессе. Тут все зависит от возраста. И все же представьте, как вы помогаете даже подросшим детям, как подсказываете, как раскрываете правила техники безопасности: вы - капитан.

4. Я - СОЗИДАТЕЛЬ, Я - МОГУ {формирование и/или укрепление я-концепции ребенка}
Ребенок, маленький еще, неумелый (даже если ему 15) видит и чувствует, как он сам делает нечто своими руками. Сначала не получается, ошибка, другая. Иногда дети этого не замечают, их в принципе радует результат, иногда пытаются достичь какого-то идеала, но в любом случае их вера в собственные умения крепнет.
Они переживают себя творцами. Подчеркну, что вряд ли мыслят себя таковыми, но это переживание очень ценное.

5.  МИР УПРАВЛЯЕМ И ПОСТИЖИМ {формирование и/или укрепление базового доверия к миру}
В тот момент, когда ножницы режут бумагу, когда нитки послушно наматываются на основу, когда из под пальцев выходит кукольная голова, мы не только переживаем себя творцами, но и понимаем, что мир управляем. Мы чувствуем, что на наших глазах и в наших руках происходит чудо творения, из бесформенности возникает оформленное, из непонятного - понятное, из неживого - живое.
Мы постигаем, что у каждого материала и инструмента свои потребности, свой язык, мы постигаем их закономерности и тем самым прикасаемся к великой книге бытия.

5. НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ {формирование и/или укрепление я-концепции ребенка}
Когда мы мастерим, мы обязательно ошибаемся. С опытом мы понимаем, что какие-то ошибки не критичны, а какие-то можно превратить в изюминку работы, а вот какие-то важно обязательно исправить.
Мы начинаем не только понимать и знать, но переживать в своем опыте, что ошибки а) поправимы, б) необходимое условие обучения.
Мы учимся оценивать последствия ошибок, учимся их ценить.

6. УМЕНИЕ ИДТИ К ЦЕЛИ {формирование и/или укрепление я-концепции ребенка}
Когда мы создаем, то непременно ошибаемся (см. пункт 5). Кто из нас не распускал десять рядов до ошибки? Недавно сопоставила две вещи: у дочери появилось довольно сильная неприязнь  к работе ошибками, к необходимости переделывать, и в то же время у нас почти сошли на нет совместные рукоделия. Вот не могу себя заставить.
И когда с мужем обсуждали, что мешает взяться и начать, то обнаружилось что именно страх сделать ошибку и как следствие - необходимость возвращаться к предыдущим шагам, переделывать и т.д. 
И мне показалось, что вот - параллель налицо: 
когда мы рукодельничаем, идем к цели, к результату, то мы готовы пробовать несколько раз, терпеливо распуская ряды, уточняя выкройку, подбирая другой инструмент. И этот навык потом переносится на другие области творчества,   которые на первый взгляд нетворческие - математика, русский язык и т.д. 
Это осознание стало хорошим ветром для поникших парусов моих педагогических дерзаний.

8. НАЧАЛО И КОНЕЦ  {формирование и/или укрепление базового доверия к миру}
Давным давно моя сестра лет пяти мечтала вслух, что если бы у нас была дача, то мы могли бы выращивать там макароны :)
А в наше время еще больше процессов скрыто от глаз детей и взрослых. Откуда приходит молоко? Как появляется ткань? Где растут макароны?
А ведь если задуматься - это добавление таинственности и непонятности в картину мира создает дополнительный фактор фрустрации в жизнь ребенка (да и взрослого, как отмечают арт-терапевты). Когда мы не понимаем, откуда и как что берется, то чувствуем себя более беспомощными, более зависимыми от внешнего мира, от наличия денег. 
Поэтому рукоделие с детьми, создание игрушек, одежды, совместная готовка пищи - это хорошая возможность дать детям (да и себе) возможность прожить цикл создания предмета от начала до конца. Понять, что у всего есть начало и конец, что предметы не появляются из воздуха, макароны не растут в огороде, и что в конце концов, если что - мы сможем сами это сделать!

9. УМЕНИЕ ЦЕНИТЬ ВЕЩИ И ДЕНЬГИ  {формирование и/или укрепление базового доверия к миру}
Как часто мы слышим, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, которые так страстно умоляли купить буквально вчера.
Мнение, что детям все время нужны новые игрушки и новые впечатления, очень распространено. И нам удивительно читать, что когда-то дети ценили и замусоливали какого-нибудь плюшевого зайца или мишку.
И наверняка вам известны истории, когда куклу, сшитую мамой, ребенок не готов отдать, даже когда она вся разваливается и расползается.
Если поразмыслить о том, что во время творчества дети видят, а затем и переживают  каких трудов, времени, сил, внимания стоит создание предмета, то скорее всего вывод будет очевиден - ценя и уважая результаты своего труда, дети скорее начнут ценить результаты труда родителей и других людей.



Вот какие мысли теперь будут вдохновлять меня преодолевать перфекционизм и заниматься рукоделием. Конечно же, это всего лишь некоторые аспекты, которые были важны именно мне. 
А что побуждает вас браться за рукоделие с детьми?

Если вы тоже воодушевились, но не знаете с чего начать - почитайте книгу "Детский год" (вот мой обзор)

P.S.: Дописала пост, отошла развесить белье, и начала спорить сама с собой. И получается, что для того, чтобы рукоделие принесло именно эти результаты, процесс должен быть выстроен с учетом желаемости этих результатов, так ведь?
Легко представить, что родители рукодельничают с ребенком так, что отношения их портятся окончательно, желание что-либо делать полностью пропадает, а мир полностью теряет свою осмысленность. 
То есть важно не просто заниматься рукоделием, а важно КАК именно это делать и ЧТО именно делать. Как вы думаете?

С уважением, ваша Ольга Белоусова %)