Вы задавались в детстве вопросом, почему яблоко называется именно яблоком?
Или повторяли слово (к примеру, дверь), до тех пор, пока оно не теряло смысл и не сливалось в дверьдверьдверьдверьдверь, из которого рождалось д верьд верьд вердь, а потом рдев рдев рдев?
Как учить детей читать и надо ли вообще это делать?
Как нагружается нервная система, мышцы тела, когда мы учим читать детей преждевременно?
Над этими вопросами мы рассуждали во время нашего семинара.
И пообещали нашим слушателям поделиться полезными книгами про обучение
детей чтению.
Они будут
в помощь тем, кто учит детей читать
(потому что ребенок сам не хочет), они
будет в помощь репетиторам и работникам
детских студий, в помощь учителям
начальных классов, и особенно они будут
интересны тем родителям, дети которых
сами проявляют интерес к чтению.
Потому что эти книги исходят из того, что ребенка важно учить Читать. И учить Читать исходя из потребностей и возможностей ребенка.
Потому что эти книги исходят из того, что ребенка важно учить Читать. И учить Читать исходя из потребностей и возможностей ребенка.
Пишу пафосно с большой
буквы, потому что под Чтением имею в виду процесс
понимания смысла, освоения знаний,
ради которого человеку и нужен навык чтения как перевод абстрактных знаков в образы.
Моя мама рассказывала,
что когда она училась читать, то ее
тетушка внимательно следила за тем,
чтобы ребенок не «глотал» книги. За мной
никто так не следил, и на своем опыте я
знаю, что глотание книг для души, так же
плохо, как глотание плохо пережеванной
пищи для пищеварения.
А ведь для ребенка это огромная, энергозатратная работа — вникание в абстракцию письменности.
Вот нашей старшей дочери
(10 лет) повезло, в пять она сама, без
всяких метод, научилась читать, а в
первом классе познакомилась с буквами
в русле этой образной манеры обучения. И каждая
буква предстала перед ней в полноте
своего значения, как драгоценный
камень-самоцвет.
Именно эти две небольшие
книжицы, которые мы представляем сегодня,
помогают сделать абстрактные, сухие
крокозябры букв живыми, полными смысла
и значения.
Путь, который предлагается
в них, ведет нас к поэтическому, живому
восприятию языка. Он обращен к душе
ребенка и взрослого-учителя.
Это логично, ведь их
авторы учитывают взгляды таких поэтов
и исследователей, как И. Гете, А. Белый,
К. Чуковский, В. Хлебников.
Вас, взрослых, ждет немало открытий, и наверняка, что-то вызовет дискомфорт, многое покажется непривычным.
Например, буквы можно давать не по алфавиту.
Или: образы согласных и гласных рождаются по-разному (и это прекрасный способ пережить их разницу и запомнить ее всем своим существом).
Организуя наш семинар,
посвященный чтению, мы, вдохновляясь
идеями этих книг, взяли оттуда несколько
упражнений.
Для начала послушали, как отзывается звук в нашем теле, как именно затрагивает губы, небо. Обсудили образы, рождающиеся при его звучании - тепло или холод, стихию, материал, цвет. Послушали историю, где эти образы обыгрывались, нарисовали к ней иллюстрацию.
Мы поиграли со стихами и скороговорками, где активно звучал интересующий нас звук, а затем вернулись к своим рисункам и с помощью волшебных мелков проявили букву.
Для начала послушали, как отзывается звук в нашем теле, как именно затрагивает губы, небо. Обсудили образы, рождающиеся при его звучании - тепло или холод, стихию, материал, цвет. Послушали историю, где эти образы обыгрывались, нарисовали к ней иллюстрацию.
Мы поиграли со стихами и скороговорками, где активно звучал интересующий нас звук, а затем вернулись к своим рисункам и с помощью волшебных мелков проявили букву.
Просто удивительно, как свежо зазвучала вдруг наша речь. Те звуки, с которыми мы поработали, стали словно ярче, будто пелена спала с наших ушей.
Простые линии буквы Д выступили из домика на опушке древней дубовой рощи. Рисунок автора. |
Мы почувствовали себя
поэтами, творцами, древними людьми,
стоящими перед многообразием мира и
пытающимися быть созвучными ему.
Как же здорово, если мы
сможем подарить эти образы нашим детям,
пережить эти приключения с ними вместе.
А еще, возможно, эти
книги и работа с ними, помогут вам в
ответе на вопросы ваших детей из серии
«почему яблоко зовется яблоком, а огонь
огнем?»
{Именно ее обложку вы видите в заголовке}
М. С. Аромштам. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте для детей от пяти лет.
Вот картинка оттуда. Правда, она чудесная - профессионально выполненная, остроумно обыгрывающая форму и звучание "З", стилизованная под древние гравюры?
Надеюсь, она Заманит вас на иЗвилистую тропинку поЗнания Земли букв и Звуков.
Вот картинка оттуда. Правда, она чудесная - профессионально выполненная, остроумно обыгрывающая форму и звучание "З", стилизованная под древние гравюры?
Надеюсь, она Заманит вас на иЗвилистую тропинку поЗнания Земли букв и Звуков.
И отдельный подарок - передача А. Г. Данилина, посвященная тайне Алфавита.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что вы думаете по этому поводу?