четверг, 9 июня 2016 г.

Красиво или как? Искусство комплимента

По следам поста о Ван Гоге сложилась беседа:

АЛ: А вот все равно же , разве не приятнее, если мне скажут: девушка, вы так прекрасны!, Чем : о, у вас зеленые глаза и ровные белые зубы :) .
Или : какая замечательная картинка! Кажется приятнее, чем: о, красный цветок на зеленой лужайке.:) 
Или я не так понимаю :)

image
БОГ:  По пунктам, как искусствоведка, воспитательница и экономистка :)
1. К счастью, картина не слышит, что мы ей говорим. То что ты описала - зеленые глаза, ровные зубы и красный цветок на синем поле - это просто перечисления, типа, лошадь на аукционе выбираем, и то, мы же отмечаем это потому что это факты для выводов о здоровье лошади.
Они очень важны. Важно увидеть человека. Какой нос? Какие волосы?
Мы же обычно смотрим иначе: мальчик, блондин, нравится, нет.
Картина, портрет, король - все понятно, богатство подчеркивал, пошли дальше.
Мы не поняли, почему нам этот мальчик несимпатичен, что за личность был этот король. Мы мазнули взглядом, сделали проекцию, додумали за картину, приписали человеку то, чего нет. Все.
.2. Если почитать текст про Анатомию портрета, то там видно, что описывая то, что вижу, зритель (я) делает выводы. Это уже активное вглядывание. Я вижу А и Б,  отсюда С.
Девушка, вы так прекрасны,  скажут мне. Хм.
Приятно ли мне. Сейчас - нет. Что значит прекрасна? О чем вообще речь? Что ему надо? А я вот не считаю себя прекрасной, врет? Манипулирует, чего-то хочет от меня, напрямую не говорит? :)
А вот слова: Когда вижу твои зеленые глаза, чувство, что готов в них утонуть - совсем другое дело. (Кстати, тоже может быть манипулятор, но значительнее более ловкий, он опирается во вранье на факт ;) ).
Или: Эта блузка так подчеркивает зелень твоих глаз. 
Ух ты. Да, я ведь сама выбрала эту блузку, отметили мой вкус! А не данное от природы, от меня не зависящее.
Поэтому на семинаре про Похвалу мы так рекомендовали детские рисунки хвалить. Не "ух т ж, радуга", а в нескольких чертах отметить, что ценно.
И то же с картиной.
Ах, прекрасно! Смотрите, как красиво!
Ну щщщаззз же! Где это прекрасно, а мне вот не прекрасно, а безвкусная мазня, подеремся? :)
А если мы "активно слушаем", "активно смотрим" - то мы отмечаем...
Ну хорошо, мы даже отмечаем свое чувство, а потом разворачиваемся К картине-собеседнице и смотрим, что в ней вызвало такие чувства.
Воспитателю не по душе ребенок. Бывает, все мы люди. Применим-ка метод активного вглядывания?
Ребенок, рост, вес, походка, похож на актера А, зверя Б, улыбка напоминает.. Ах! Понятно! Улыбка напомнила мне противную девочку из пионерского лагеря! Ребенок ни при чем, дело в моих детских обидах.

Репродукция:  Клод Моне. Поле маков под Аржантёем. 1873. Холст, масло. 65х50 см  Источник: http://allpainters.ru/mone-klod.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете по этому поводу?