вторник, 18 марта 2014 г.

Уходим в Священную рощу - концентрация внимания

Вопрос моей подруги:
Оля, а расскажи, пожалуйста, про упражнения на концентрацию внимания? В посте твоем про Петрушку прочитала
Вот этот пост про Петрушку, кому интересно.
Упражнение родилось по мотивам форума Серебряных нитей 
На мой взгляд - это один из вариантов медитации. Ну, или шаг к медитации.
Все, дальше можно не читать, смотрим на картинку и наслаждаемся. Ну какое же мастерство!




В каких случаях пригодится?

Когда нас  мучает какой-то вопрос или ситуация, или просто - для тренировки, хорошее внимание и умение слышать себя - всегда полезно.
Радость - это углубленность, по мнению Лоуренса Аравийского, так почему не научиться углубляться и быть здесь и сейчас?
Как делать?
Выделяешь 10 минут каждый день в удобное время. Время перед сном в постели - не годится. Это может быть перед сном - но не в постели, не там, где спишь.
Выключаешь все гаджеты.
Садишься или ложишься удобно. Можно выбрать асану какую-либо.
И начинаешь думать о волнующем тебя событии, или ситуации, или человеке. При этом стараешься воспроизвести все чувства, все состояния в теле, которые испытываешь на самом деле. Можно попытаться усилить, довести до крайности эти переживания. А в то же время - смотришь на них.
Мысли и чувства,конечно, начинают расползаться, а мы, замечая это, возвращаемся мыслями к исходному предмету мысли. И так раз за разом, изо дня в день.
Ритм заменяет силу, да ведь?

В книге Майкла Липтона "Путь изумления: Шесть ступеней к творческой жизни" (изд. Наири), в разделе про мышление очень четок и здорово написано,  почему важно упражнять мышление. У него есть прекрасный образ. Древние греки уходили в Священную рощу, чтобы очистить свой разум, освежить свой дух. А современный человек может создать внутреннюю Священную рощу, выделяя 10 минут в день на упражнения по углублению мышления.


Священная роща, возлюбленная музами и искусствами. Пьер Пюви Де Шаванн. 1884—1889 гг. Художественный институт, Чикаго.
И вот книга Липтона очень живая, она захватывает своей искренностью, практичностью. Но когда дело доходит до упражнения, то предлагается выбрать тему (например, фразу из священного для вас текста) или предмет, созданный человеком.
На этом месте лично у меня включается стоп-кран!
Я пробовала - не идет. Мне неинтересно думать про вилку, или даже про чашу, отлитую по форме груди Марии Антуанетты.


А вот если объединить волнующую жизненную ситуацию и упражнение в концентрации - то получается замечательный эффект.
С одной стороны - мы находим пути решения насущных жизненных задач - гневливости, страха, невозможности принять решения, сложных  и запутанных отношений и пр.
А с другой стороны - мы тренируем свое внимание. И становимся более чуткими к себе, к окружающему миру, к близким людям. Наше внимание оживает, приобретает гибкость, чуткость, ясность.
А сами мы становимся спокойнее и бодрее.

Еще важный момент. Так как мы концентрируемся на каком-то волнующем нас событии (например, ссора с подругой, или возражения оппонентов по научной работе), то можно предположить, что мысли о нем преследуют нас день и ночь.
Ну, вот мы утром поссорились с мужем и ходим весь день бухтим на него, переживаем обиду, злимся.
А если мы знаем, что у нас есть 10 минут Священной рощи, то мы можем сказать себе:
Стоп, я подумаю об этом завтра сегодня после обеда (ужина, в ванне, нужное подчеркнуть, недостающее вписать).
 И это работает почти всегда!
А если мы уже сильно захвачены каким-то переживанием, мы можем сказать себе:
Стоп, хватит вместо картошки ошкуривать руки, потому что не можешь понять в чем смысл прихода Бодхисаттвы с Юга, пойдем-ка, продумаем это конца. А потом спокойно и эффективно дочистим картошку.
А? Э!
Вы не представляете, как мне помогает это в деле домашнего обучения!
Спасибо, Аня, что напомнила мне про это упражнение, я уже неделю его не делала!
И своим вопросом помогла написать этот пост!
Вот в подарок
Священная роща. 1897. Морис Дени.