суббота, 7 мая 2016 г.

СПАСИТЕ-ПОМОГИТЕ! ЭКЗАМЕНЫ!


Экзамены — трудная для семьи пора. Словно бы экзамены детей — это экзамен на хорошего родителя или учителя. Нам так страшно, что дети провалятся, и весь мир увидит, как плохо мы учили, не следили, не контролировали, не заботились. И мы давим, виним, угрожаем карьерой бомжа или дворника. Да, мы понимаем, что давление ведет к стрессу. Да, в ответ на давление мы чувствуем сопротивление, бунт. Да, давлением можно сломать, но так что же? Не давить? Тогда расслабиться, ничего не сдаст, пропадет.
Чувствуя тревогу и страх родителей, дети тоже начинают нервничать и паниковать. Краткая вспышка страха поможет запомнить его источник, это эволюционный механизм. Но постоянное напряжение ослабляет внимание, память, здоровье вообще.
Кроме того, это напряжение воспринимается как опасность, древние отделы нашего мозга не различают опасность тигра и опасность неустроенного  будущего. Страх вызывает желание убежать или застыть, к всплескам агрессии, или приступам апатии, или неврозам. Зачем это нужно? Вспомним, что развитие идет из точки покоя. Поэтому задача родителей: создать зону комфорта, надежную базу для учеников-исследователей.

Шаг первый. Меняем колокольню

Что если мы, взрослые, начнем рассматривать экзамен как игру, как инструмент для улучшения своих знаний? Что если признаем, что экзамен — не конец жизни, а один из ее этапов? Важно дать понять детям, что одним днем мир не закончится. Что даже после неуда есть жизнь.
Недавно нашла совет по планированию времени на экзамен и пожалела, что не знала его в свою студенческую пору. Отметить в календаре все даты сдачи одного экзамена: досрочные сдачи, день обычной сдачи, переэкзаменовки, дни этого экзамена у других групп, пересдача с комиссией. Что это дает? Это дает ощущение выбора, снижает остроту напряжения, а значит приближает нас к точке покоя, а значит, память работает лучше.

Шаг второй. Встать на сторону ребенка

Выше мы говорили, что напряжение снижает когнитивные возможности учеников. Но кроме того, у детей возникает чувство, что родители против них, что родители любят только отличников, а если оценки не устроят родителей, то ребенка перестанут любить. Поэтому очень важно сказать детям, что мы будем их любить и с двойками и с пятерками, хотя пятеркам (не отличнику) обрадуемся больше. Ребенок отдельно, оценки отдельно. И да, дети сами не знают, что их любят безоценочно, пока им не скажут. В противном случае, дети чувствуют себя на войне, причем без тылов. Тут не до учебы вообще.

Шаг третий. Конкретная помощь

В каждом экзамене есть несколько сторон. Одна — это знания, которые оцениваются. Вторая — это сам процесс освоения знаний. Третья — умение свои знания показать.

Планируем

Для начала поможем детям в распределении времени и материала.
А) Помогаем оценить масштаб задачи. Для начала ответим на вопрос, какая цель в каждом экзамене. Знать или сдать? Этот предмет действительно важен, интересен и учитывается в будущем (например, для профессии) или надо сдать и забыть?
Затем думаем, какая оценка нам нужна. Если хотим красный диплом, то выяснить, какой процент четверок допустим. Если хотим просто образованного человека, достаточно ли знать на уровне тройки литературу для будущего химика?
Это важный этап, чтобы снизить напряжение. Возможно, мы ясно поймем, что тройка тоже приемлемый вариант? Кстати, это можно делать и в начале учебного года, чтобы грамотно распределять силы на домашние задания :)

Б) Оценим время до экзамена и объем информации: количество вопросов.
Поможем выяснить, где и какие есть пробелы в знаниях и в справочном материале. Если чего-то не хватает — выписать, найти в интернете в первый день. Это работа ребенка, но мы можем помочь скачав и распечатав материалы по каким-то вопросам, пока ребенок обзванивает одноклассников или делает закладки в тетрадях и учебниках. Не делаем работу за него, но разделяем с ним и дарим опыт работы в команде.

С) Оценив масштаб работы и приготовив учебники/конспекты, планируем время.
Часто делят количество вопросов на количество дней. Однако эффективнее пробежаться по списку с цветными маркерами, чтобы выделить общие темы, часто бывает, что вопросы одной и той же темы идут вразброс. Собираем блоки вопросов.
Затем важно помочь ребенку определиться со значимостью вопросов внутри блоков, чтобы идти в подготовке от общих, более фундаментальных вопросов, к частным. Или наоборот. Например, если есть вопрос «Основные черты литературы эпохи Возрождения», то сначала полезнее уделить внимание «Поэзии Возрождения» и «Прозе Возрождения». Тогда целый вопрос можно не учить, а сделать синтез двух частных случаев.

Д) Память в работе. Помнить - извлекать из памяти в нужный момент нужные знания. Не помним, значит не знаем. Многим знакомо как, бывает, читаешь учебник, вроде все понятно, а на зачете не можешь сформулировать ответ. И страница перед глазами, и схема, и цвет маркера, и почерк, а что именно — под пытками не вспомнишь.
Так вот, мы можем помочь детям эффективно запоминать.

Активное вспоминание
Для начала, не нужно сразу бросаться читать учебник. Лучше попробовать вспомнить, что знаешь. Это взбодрит память, пробудит внимание. Материал будет восприниматься свежее, потому что в нем будут свое, знакомое, и неизвестное.
Вспоминать важно не в уме, а действуя: набросать на бумаге схему или рассказать зеркалу/другу/родителям, или записать на телефон, что помнится.

Закон 70-50-20
Исследователи установили, что при условии активного запоминания после первого прочтения человек вспоминает 70% материала, через несколько часов половину, а на следующее утро - 20 %. Мы можем помочь ребенку, помогая ему активировать память в опорные моменты.
Подготовка вопроса:
Припомнить, что знаешь. Прочитать, с интересом отмечая, что именно забылось.
70% - Активно вспомнить: пересказать или нарисовать схему/таблицу, план ответа
50% - Закончив блок вопросов активно повторить, что помнишь, основные моменты.
20% - На следующий день освежить вчерашнее. Залатать пробелы в знаниях. Идти дальше. На тройку освоили и хватит.

Точка покоя
Пока дети работают головой, мы можем создать им точку покоя. Быть слушателями при активном вспоминании. Кормить. Помочь ребенку следить за ритмом: 40 минут работы, 20 - отдых. Детям с повышенной чувствительностью иногда помогает ритм «20 минут работы, 20 — отдыха». Следить, чтобы на отдыхе не кино смотрели, а меняли род деятельности: дать задание протереть пыль, сбегать в магазин, просто полежать, сделать растяжку или потанцевать.

Подарить себе и детям навыки самоконтроля:
Одуванчик (Дыхание на счет).
Научиться упражнению можно дома, оно очень поможет собраться с духом перед заполнением теста.
Итак, зашли в экзаменационный зал, взяли билет или получили тест, и первым делом следим за своими ногами и своим дыханием. Как это сделать?
Ставим ноги ступнями на пол, свободно выпрямляемся. Теперь делаем долгий выдох, легко, словно сдуваем парашютики с одуванчика. И вот, когда воздух в нас закончился, а живот прилип к спине, то мягко вдыхаем. Раз — надуваем живот, два — расширяем ребра, три — воздух под ключицы. Пауза, считаем до шести. И — выдыхаем. Раз, два — сдуваются ключицы, три, четыре — опадают ребра, пять, шесть — сдувается живот. Пауза. И так три раза. А теперь — тесты.
И как обычно, полезные книжки и сайты: 
Людмила Петрановская. Что делать, если ждет экзамен?
Гелена Савицкая. Блог в живом журнале.