воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Биография. Зачем мы читаем биографии.

Как обычно, вслушивание в журчание Серебряных нитей, помогает открыть в себе еще одну дверцу в прекрасный сад.
Что может быть интересного в в передаче про День Биографов?

Как обычно, это только кажимость. Интересным может быть даже бухучет.

Я не любила читать биографии, разве что самых значимых для себя людей. Автобиографии. Конечно, "Мои воспоминания" А. Н .Бенуа или "Другие берега" В. В. Набокова.

А так - смысл? обычно еще и авторы понадумают за героя биографии всякой чепухи, в стиле журнала "Караван".

А вот в книжных - обилие биографий, так ведь? Значит, востребованное чтение. Что же люди там ищут для себя?
И думалось мне снобски, что ищут люди там прежде всего клубнички, знания, что вот, мол, гений среди удобрений. То есть в страсти к биографиям видела я желание увидеть, что гении, они такие же люди, с кучей недостатков. Увидеть это и утешиться, что вот, мол, я ничем не хуже его, гения, даже может и получше в бытовом плане буду.
Этакая зависть быдла к гениям.

И вот во время эфирного обсуждения Дня биографов вдруг поняла.
В биографии есть великая цель - показать, что да, человек обычный, со всеми пороками   и страстями человеческими. И это не мешает подниматься, браться за перо, кисть, резец, приходить в мастерскую и - творить.
Чтение биографий - это такой способ помочь себе! Увидеть живые примеры что человечные люди могут создавать шедевры.
Похоже чем-то на Иисуса (ну, конечно, как я это явление понимаю) - человек и бог в одном существе.

И мы тоже можем раздувать в себе пламень из божественной искры, и преодолевать свою пороки и несовершенства, или черпать из них вдохновение.

 Добавлю, что когда на семинарах для родителей в вальдорфской школе д-ра  Вольфганга Ауэра мы спрашивали о том, как же взрослому человеку воспитывать свою волю, то он дал интересную рекомендацию - читать биографии значимых для вас людей.
(И мне почему-то сразу Ганди захотелось почитать.
А еще вспомнилось, что для меня в детстве и отрочестве было важным знакомство с книгами Ирвинга Стоуна. Про Микеланджело, конечно. И про ван Гога.)
А для детей в возрасте второго класса, для детей, которые "одной ногой еще на радуге, а другой - уже на земле", вальдорф предлагает к изучению басни и жития святых.
И смысл изучения жизни святых - как раз в этом - наиболее ярко увидеть, что люди, которых человечество считает святыми, смогли это сделать постоянно трудясь, работая, преодолевая сомнения, депрессии.
И особенно в этом плане меня восхитила жизнь матери Терезы - сильной и в сомнениях, и в делах, и умении идти за голосом бога в себе.

2 комментария :

  1. По-моему, ключ зарыт в этой фразе: "читать биографии значимых для ВАС людей". Почему именно этот человек для меня значим? Что есть в нем значимого для меня? Что меня с ним роднит? Что в нем вдохновляет? Где он - источник вдохновения? Вовне? Или все же внутри?

    ОтветитьУдалить
  2. Юль, ты обращаешь внимание на то, что биография - не источник вдохновения, а только топливо для подлинного, внутреннего источника?

    ОтветитьУдалить

Что вы думаете по этому поводу?